February 15, 2022, 10:45 AM
ЕАН

«2021-й в Екатеринбурге стал годом «длинных ковшей»: Михаил Лялин («Белые в городе») об исторической шизофрении и традиционных ценностях

Город — это прежде всего горожане, а активистское сообщество — это та его часть, которая преобразует городскую жизнь. На сайте информационного агентства «Европейско-Азиатские Новости» в преддверии нового года стартовал спецпроект «Гражданское общество». В материалах проекта мы рассказываем о деятельности екатеринбургских общественников и о инициативах, движениях, которые стали отражением их идей, и об изменениях, которые они спровоцировали.  

В первом выпуске ЕАН пообщался с Алеком Девятаевым, уличным художником и идейным вдохновителем «нефестиваля» «Штабель». Обсудили «золотой век» уличного искусства Екатеринбурга, «Маргинальную ночь», сложности, с которым сталкиваются авторы стрит-арта и сам «Штабель». 

Следующий выпуск посвящен Михаилу Лялину (Опричникову), создателю объединения ноунейм-антикоммунистов «Белые в городе» и одному из организаторов фестиваля «Натуральная неделя» в Екатеринбурге. Мы поговорили о деятельности сообщества, проблеме восприятия истории советского периода, конфликтах с правыми, ситуации вокруг осенних фестивалей и архитектурных памятниках уральской столицы.  

Напомним, с 11 по 17 октября в Екатеринбурге проходил фестиваль «Натуральная неделя». В оргкомитет проекта вошло несколько правых консервативных сообществ уральской столицы — Уральское право-консервативное движение, движение «Содружество», уральское отделение «Евразийского союза молодежи» и сообщество «Белые в городе». Незадолго до этого, 10 октября, завершилась вторая Уральская неделя гордости (Ural Pride Week), девизом которой стала фраза о гордости быть собой, быть вместе, быть частью городского сообщества: «Екатеринбург — город гордых!». В связи с этим многие посчитали «Натуральную неделю» ответом на «Неделю гордости». 


О тоталитаризме, «повесточке» и «годе длинных ковшей» 

— С первого взгляда «Белые в городе» — правое консервативное движение, сообщество политических активистов. Вас можно так назвать? И что скрывается за формулировкой «По всем вопросам» в вашей официальной группе «ВКонтакте»? 

— Политическим активистом назвать меня нельзя. Моя сфера деятельности — культурное поле. Для «Белых в городе» я идейный вдохновитель, главный редактор одноименной группы. 

— Однако фамилия Опричников все-таки говорящая. Видел, что во «ВКонтакте» вы уже сменили имя аккаунта. Это был своего рода псевдоним? 

— Да, взял псевдоним Опричников в свое время. Сейчас он не соответствует текущим реалиям и неактуален в связи с ценностной трансформацией. 

— У сообщества «Белые в городе» есть манифест. Там целью названы прежде всего сохранение культурного и исторического наследия, защита свободы. О какой свободе речь? 

— В первую очередь — это свобода общественной дискуссии и экономическая свобода. Когда убивается свобода дискуссии — это путь к тоталитаризму. Когда убивается экономическая свобода — это неизбежно ведет к обнищанию общества и нестабильности государства. Мы за экономическую свободу, но национальное самосознание и традиционные ценности тоже стоят не на последнем месте. 

Мне не нравится, как обстоят дела с этим в Европе и США. Там можно наблюдать «тоталитаризм» различных меньшинств, с культурой отмены и «повесточкой». Я не хочу такого в моей стране. 

— Вместе с тем вы довольно много говорите и о советском прошлом. Видел вашу статью о памятных табличках на администрации Екатеринбурга и о том, что вы называете «исторической шизофренией». Можете перечислить самые интересные за последнее время образцы российско-советского двоемыслия в городе, в России? 

— Самое наглядное, наверное, это когда любая инициатива, связанная с возвращением исторического названия какой-нибудь улице или установкой памятника Александру II, требует публичного обсуждения. Установка же памятника Сталину или пресловутой Краснознаменной группы обсуждения не требует.  

 Экс-директор ОДО Станислав Довгалюк: по барельефу Сталина в Екатеринбурге нужно было проводить опрос 

«Историческая шизофрения» - это когда осуждается терроризм и террористические методы ведения борьбы. При этом в топонимах и на постаментах у нас люди и организации, которые ровно такой деятельностью и занимались. 

Можно коснуться и вопросов знаменитого бытового советского ханжества. Тема секса была табуирована, но при этом все им занимались. В итоге количество убийств внутриутробных младенцев в стране зашкаливало. Или, например, случаи, когда престарелые вчерашние комсомольцы с бурным багажом начинают стыдить новые поколения, рассказывая про мораль и нравственность, при этом забывая, что молодежь видит несоответствие между их словами и исторической действительностью и резонно шлет по известному адресу таких «советчиков». 

— Наверное, самая громкая ваша акция — расклейка плакатов на памятнике Ленину (на Площади 1905 года): «Подлежит сносу в рамках декоммунизации». Некоторые СМИ писали, что вы тогда цветы в урну выбрасывали. Что это было?  

— Оклейка постамента и уборка цветов — это две разные акции с почти двухлетним временным промежутком. Цветы были убраны за памятник. В урну их никто не выбрасывал. Но именно так, к сожалению, толковали СМИ и просоветские активисты, устроив на основании заведомо ложной информации настоящую истерию в сети. 

Я считаю, что памятник Ленину можно перенести в музей советского прошлого. Площади же вернуть ее истинное предназначение: отдать под общественное пространство. 

— Когда вы предлагаете вместо памятника Ленину на площади разбить постоянный сквер или протестуете против сноса усадьбы Поповичевых, это хорошо ложится в канву деятельности «Белых». Но если брать фасад здания РАНХиГС в Екатеринбурге — и здесь вы публично выступаете против облицовки «унылого постсоветского пейзажа». Все-таки позиция по поводу советской архитектуры не такая однозначная? Разве панели для облицовки не «смелое архитектурное решение», как написано в манифесте?  

— Одно дело, когда речь идет о реставрации и приведении архитектурного памятника в надлежащее состояние. Другое дело — совершенно «колхозный» вариант, с обшиванием фасада металлическим листом.

Я вообще против сноса любых памятников архитектуры, которых и так в городе не так много осталось. К сносу автовокзала «Уктус» тоже отношусь отрицательно. 2021-й год был каким-то годом длинный ковшей. Нужно беречь исторический облик родного города. 

 Почему Екатеринбург теряет памятники: интервью с экспертом, который выдает историко-культурные заключения 

— Обладай вы соответствующим ресурсом, что бы вы сделали, чтобы закрепить декоммунизацию?  

— Проект такой разрабатывается. Замечу, что к делу нужно подходить без перегибов и с соблюдением здравого смысла. Плюс процесс должен быть комплексным. Нужна разъяснительная работа с гражданами. Необходимо разговаривать с людьми, объяснять, что «страшилки», которые толкают просоветские активисты, несостоятельны, а где-то и вовсе носят дезинформационный и провокационный характер. 

Пример такой «страшилки»: говорят, что на переименование улицы требуются большие средства. Это очередной дутый миф. Траты на таблички смехотворны по сравнению с другими расходами городского бюджета. На электронных картах названия меняются в два клика. 

 

«Решили взять задачу на себя» 

— Львиная доля публикаций в сообществе «Белые в городе» — это исторические заметки и лонгриды о XX веке. В сообществе состоят профессиональные историки? Материалы пишутся на основе электронных баз или на результатах собственных архивных исследований? 

— Историки есть и в редакции, и среди читателей сообщества. Это магистры, кандидаты исторических наук, просто студенты исторических факультетов Екатеринбурга и страны. Мы видим себя точкой притяжения интеллектуального ресурса. Поэтому и рады видеть в наших читателях людей думающих и, самое главное, неравнодушных к будущему общества и страны. 


Что касается исследований, на наш взгляд, ситуация настолько плачевна, что широкой публике неизвестны даже те источники, которые доступны по ссылкам из Википедии.

Люди, например, в полной уверенности пребывают, что 1920-е и 1930-е годы — это межвоенное двадцатилетие. Что социализм строили мирно, а потом война все испортила. На самом деле это было совсем не мирное двадцатилетие, а годы десятков тысяч антисоветских выступлений, из них — сотен вооруженных. У нас война толком не прекращалась. И так по любому вопросу. Мы приветствуем усилия всех историков, но кто-то же должен был занять нишу популяризации уже открытого и раскопанного знания. Вот мы и заняли, вместе с несколькими подобными нам группами. 

— Вы говорили, что вы за научную работу, направленную на углубление знаний о малоизвестных страницах истории России. Проблема, например, сексуальных и гендерных меньшинств в условиях советской реальности, которую только недавно начали обсуждать. Такие исследования вы тоже будете поддерживать?  

— Не нахожу эту тему важной для нашего объединения. 

— Как родилась идея календаря с белыми генералами? Есть ли у «Белых в городе» крупные работы конкретно про историю Екатеринбурга, а не про Белое движение в целом? 

— Идея календаря родилась из понимания, что этим никто не занимался, не пытался как-то систематизировать общую картину. Поэтому мы решили взять задачу на себя. Считаю важным подчеркнуть, что в календаре присутствуют не только белые генералы, которые, что важно, не были едины в своих политических воззрениях, но и, например, гражданин Савинков, в прошлом знаменитый террорист, руководивший боевой организацией эсеров. Его трансформация в деятельного патриота России очень примечательна. Публикации по Екатеринбургу тоже планируются. 

Тот самый «календарь с белыми генералами»

— По поводу того, что никто этим вопросом не занимался. Сами «Белые в городе» - выходцы из «Консервативного Екатеринбурга»? Насколько я знаю, между консервативными сообществами города был крупный конфликт. Какова ваша версия разлада с бывшими коллегами?

— Соперничества как такового нет. Ведь им просто нечего предложить своего в той нише, которую развивают «Белые в городе». Я не хочу уподобляться им и выносить конфликт в публичное пространство. 

В свое время я создал «Екатеринбург Консервативный». Это очень легко проверяется по публикациям в моем Instagram за 2018 год, но моя идеологическая трансформация, видение подходов в ведении работы и другие факторы не позволили находиться с этими людьми дальше. Поэтому мы со своими сторонниками развиваемся отдельно. Планов много. 

— В интервью «Знаку» вы говорили, что, если бы не было Ural Pride Week, «Натуральная неделя» все равно бы состоялась. Многим казалось, что, поскольку отменили «Скрепу»*, вакуум нужно было заполнить. Фестиваль создавался будто бы наскоро. В программе заявили форум «Родительское собрание», организаторы которого не слышали про «Натуральную неделю». Как вы это прокомментируете? И кто выступил идейным вдохновителем? 

— Некие несогласованности и шероховатости имели место быть. Ведь у нас не было опыта проведения таких фестивалей. Но опыт нарабатывается, поэтому следующие фестивали будут проходить с учетом недочетов прошлого.  

Идея организовать «Натуральную неделю» принадлежит членам коалиции сообществ, участвовавших в организации фестиваля, не конкретному человеку. 

— А какова была генеральная мысль «Натуральной недели»? Впечатление, что получилась своего рода «сборная солянка». 

— Главный смысл, по моему мнению, - это приобщение молодежи к традиционной культуре, исторической памяти, чтобы на этой базе молодые люди могли выработать свои взгляды на жизнь. 

— Возможно ли сотрудничество между «Белыми в городе» и, к примеру, «Ресурсным центром для ЛГБТ»? Реально ли провести условную «Всеобщую неделю гордости»?  

— Это крайне фантастические варианты. 

 «У «натуралов» нет своей повестки»: в Екатеринбурге завершается Уральская неделя гордости (ФОТО) 

— Почему ликвидация «Мемориала»** — это «проблема и тревожный знак»? Их позиция вам близка? 

— Ликвидация «Мемориала»** — это проблема потому, что ликвидировали не только так называемый правозащитный «Мемориал»**, вопросы к которому, наверное, обоснованы. Вместе с ним (хотя де-юре — отдельно) ликвидировали «Мемориал»** как таковой. Ни на процессе, ни в обвинительном заключении, ни в приговоре никаких исламских экстремистов нет.  

Там четко прописано, что ликвидация — следствие антисоветской деятельности организации: «Создание ложного образа СССР». Вот только образ не ложный, это во-первых. А во-вторых — это совершенно бессовестная цензура. Снова как в присказке: «Есть только две версии — наша и неправильная».  

Вот версия истории СССР от «Мемориала»**, по мнению суда, неправильная. Потому, что не «их». Не государственная. И «Мемориал»** закрыли. За такую честность нам стоит даже быть отчасти благодарными государству. Дело по террористам выделили в отдельный процесс в Мосгорсуде. А все остальное открыто и бессовестно сделали. Идейное преследование за антисоветскую, антитоталитарную позицию. 

О настоящем и будущем 

— Можете назвать главное достижение «Белых» за последние годы? 

— Пока рано об этом говорить. Объединение слишком молодое, возникло в декабре 2020 года. Главные достижения еще впереди, я думаю. Планов и проектов на будущее у нас много. 

— Каков для вас идеальный образ будущего Екатеринбурга? 

— Город, в котором охраняются памятники архитектуры, в котором прислушиваются к мнению граждан, в котором приятно находиться, гулять по улицам. Иными словами, город возможностей. 

*Неделя семьи «Скрепа» — фестиваль, посвященный традиционным семейным ценностям, состоявшийся в Екатеринбурге с 7 по 13 сентября 2020 года. В оргкомитет проекта вошли организация «Сорок сороков» и Фонд святой Екатерины. Мероприятия прошли параллельно с первой Уральской неделей гордости (Ural Pride Week). 

**Общество «Мемориал» признано организацией, выполняющей функции иностранного агента. 

Павел Федоровский 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации 

+7 922 143 47 42 

Источник фото: «Белые в городе»
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+