October 26, 2022, 08:40 AM
ЕАН

Александр Балуев: «Моя страна занимается на Украине уничтожением нацизма, оставлять Родину в такой момент недопустимо»

На днях в Екатеринбурге состоялся показ спектакля «Признание», одну из главных ролей в котором сыграл Александр Балуев. Спецкор ЕАН Павел Пивоваров встретился с актером нашумевших картин «Благословите женщину» и «Кандагар» в гримерке Дворца молодежи. Встреча прошла тепло, а сам актер признался, что очень любит журналистов. Взгляды Балуева о ситуации на Украине, сути актерского искусства, а также о том, выживет ли прокатная индустрия страны без Голливуда, - в эксклюзивном интервью.  

- Начнем нашу беседу с сути актерской игры. В своих актерских тетрадях Смоктуновский писал: «Жизнь на сцене сопряжена с действительными нервными затратами, с учащенным, порой до мятущегося, пульсом, с болями в затылке от принудительного принуждения и даже оголенным ощущением стенок собственного желудка»…

- Он, наверное, голодным был все время. Шутка (улыбается). Все это слишком глубоко, так глубоко Иннокентий Михайлович и мыслил. Я так глубоко не мыслю. Думаю, что актерство - это просто некое состояние души, транслируемое теми способами, которым человек обучен, к какой школе актер принадлежит. Кто–то относится к представленческой школе. Это отстраненное существование. Что бы актер ни играл и что бы ни было написано в тексте пьесы - он имеет об этом свое, особое представление. И это представление доносит. Это одна история. Другой - углубляется в то состояние, которое описано драматургом и сценаристом. Это иная школа.

Хотя я считаю, что на артиста выучиться нельзя. Это состояние души. То, насколько она у тебя неравнодушна, насколько жива и насколько реагирует на то, что происходит вокруг тебя, в тебе, в мире, - настолько актерство и работает.

- Вы сыграли множество ролей. Какая роль для вас является максимально драматичной? Была ли такая роль, когда вы буквально крушили грани внутреннего «себя»?

- Нет, я ничего в себе никогда не крушил. Своей актерской деятельностью я всегда пытался понять человека, его исход и его финал. Путь к этому финалу. Не было у меня травматизма до сведения желудка, как у Смоктуновского.

- Спектакль «Признание», с которым вы приехали в столицу Урала, затрагивает тему прощения. Насколько для вас важна эта тема?

- В православии прощение является одним из постулатов - человек должен научиться прощать, и если он к этому стремится, то он на правильном пути. Человек состоит из неоднородной массы, что он для себя выбирает и чем он руководствуется - это личный выбор, но уметь прощать и научиться прощать, я считаю, - это самое главное в человеке.

- Спектакль, в котором вы играете, и о том, что, если человек не умеет прощать, он сам превращается в мишень. У одного писателя есть высказывание: «Хуже всего быть мишенью в тире с плохими стрелками». Согласны ли вы с тем, что человек на протяжении жизни оказывается чаще всего мишенью?

- Вы знаете, ваш сложный вопрос натолкнул меня на размышления о времени, в котором мы живем. Оно ненормальное. И тир - это не то самое место, где должны смеяться дети, куда нужно ходить людям.

За стрелковым существованием нет будущего народа. Я думаю, что это пройдет и этого не будет. По поводу хороших стрелков и плохих, то тут разговор о двух сторонах. В какой–то ситуации стреляешь ты, а в какой–то - в тебя. Но нужно, чтобы это прекратилось.

- В вашем спектакле фигурирует комиссар. Есть ли такой направляющий в вашей жизни?

- Нет, сейчас у меня нет таких людей. Те, чьи мнения мне были очень важны, увы, уже мертвы. В основном, это я сам себя направляю.

- На фоне спецоперации ситуация в кинотеатрах значительно изменилась. Как вы думаете, выживет ли прокатная индустрия России без Голливуда?

- Во время Великой Отечественной войны киностудия «Мосфильм» переехала в Ташкент, где снимали все знаковые советские фильмы того времени. Это к слову. Я думаю, что то, что западный прокат и западные индустрии нас не будут касаться в той мере, в которой касались, - это на пользу. Насколько мы без них самостоятельны - это другой вопрос. Я думаю, что самостоятельны, потому что до наплыва западного кино у нас был замечательный кинематограф, который существовал в замкнутом пространстве. У нас был единственный кинофестиваль в Москве.

 Но кино было, кино было хорошим, и еще большой вопрос о том, какое кино было лучше: западное или наше, советское. Я думаю, что отечественный кинематограф выживет, но будет жить в других условиях. Будет ориентирован на другого зрителя - русскоязычного.

- Не обижает ли вас мнение о том, что наше кино несмотрибельно? Я имею в виду отсутствие новизны. Очень много копируется из других киноиндустрий.

- Нет, не обижает. Тот же американский кинематограф направлен на эффектность, зрелищность - все похоже на комикс. Если мы будем продолжать копировать и соответствовать этому - мы проиграем. Все рассчитано на то, чтобы получилось так, «как на Западе». Зачем и для чего это делается, я не понимаю. Даже сейчас вышел многосерийный исторический сериал «Сердце», он похож на «Битву богов». Зачем ставить такие задачи, я не понимаю. Кому приходит в голову соревноваться? Не надо соревноваться. Надо делать кино, которое мы снимали и умеем снимать. О человеке и про человека. Про взаимоотношения между людьми, а не про отношения между зверьками, поселяющимися в человеческом организме.

- Вы сыграли много военных ролей: «Жуков», «Марш - бросок», «Турецкий гамбит» - и так далее. Не могу не задеть тему спецоперации на Украине. Ее начала именно наша страна, но за всю историю Россия никогда не выигрывала войны, где сама начинала военные действия. Задумывались ли вы об этом?

- Не согласен с вами. С Японией мы воюем до сих пор. После Второй мировой войны у нас не было с ними мирного договора. Мы находимся в состоянии войны.

Война - это самое чудовищное, что может быть на Земле, но, если существует нацизм, а, оказывается, на Украине он существует в очень серьезной форме и в очень больших масштабах, с ним надо бороться, его надо уничтожать. Поэтому моя страна сейчас занимается именно этим. Я убежден, что в этом есть абсолютная правда и в этом есть правильность этой ситуации.

- Некоторые известные актеры покинули Россию на фоне спецоперации. Например, это сделал Артур Смольянинов. Как вы относитесь к подобному?

- Это их личное дело. Это их право. Это их выбор. Я не осуждаю никого. Я считаю, что можно по–разному относиться к власти: можно ее любить или не любить, можно соглашаться или не соглашаться. Но оставлять Родину в такой момент - это недопустимо. Так нельзя. Но это мое личное мнение.

- У нас в стране порой через кино власти стараются вести пропаганду. Как должно выглядеть максимально приемлемое влияние государства на кино, на ваш взгляд?

- На мой взгляд, влияние государства на кино должно присутствовать в том числе, а не в своем абсолюте. Пропагандой считается плохое кино. Вот плохое кино - пропагандистское. Это сразу чувствуется. А художественное, настоящее кино видно сразу, и я за то, чтобы государство его поддерживало.

Пропагандой должен все–таки заниматься не кинематограф. Он должен заниматься другими вещами.

- Сейчас у новых поколений сформировалось клиповое мышление. Между тем экранизации (как, например, по «Преступлению и наказанию» Федора Достоевского, где вы сыграли Свидригайлова) нужно смотреть очень вдумчиво и долго. Не расстраивает ли вас это?

- Думаю, что это не формируется с Луны. Мы сами формируем данный тип мышления. Мы снимаем клипы и задаем такие темы, мы их расшифровываем. Это не вопрос к поколению. Это вопрос к нам. Почему мы не можем приостановиться и сделать паузу. Я чувствую на себе, как время убыстряется. Мы загоняем и себя, и новые поколения. Нужно остановиться. Вернуться, например, к советскому образованию в школах. Хочется сказать чиновникам: закончите идиотизм с ЕГЭ, с огромным числом необразованных людей, выходящих из школ. Все же это видят, но почему–то никто не говорит: «Стоп, ребят». Нужно остановить все эти клипы. Нужно читать книжки в бумажном виде, а не на гаджетах. Нужно, чтобы развивались библиотеки и чтобы люди в них ходили, а не пролистывали бегло нашу классическую литературу.

- Вернемся к военным. Воспринимают ли вас военные как своего? Владимир Вдовиченков, например, говорил, что его считают своим все охранники и таксисты. Наверное, много было таких забавных случаев…

- Был один случай. Однажды зрители пришли в театральную кассу московского театра и спросили у кассирши: «Не могли бы вы подсказать спектакль, где играет Балуев?» А женщина отвечает: «Вы что, с ума сошли? Он же не артист. Он - военный» (смеется).

Беседовал Павел Пивоваров

Благодарим за организацию интервью продюсерскую компанию «Пятница» и лично Григория Вяткина. 

Источник фото: Елена Ельцова специально для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+