November 5, 2022, 06:23 AM
Валентина Попова

Антон Чернобровкин, рок-группа «Джедаи»: «Звание третьей столицы рока Екатеринбург сегодня не поддерживает»

Сегодня все меньше зарубежных артистов посещают концертные площадки Екатеринбурга. С одной стороны, музыкальная индустрия уральской столицы терпит убытки, с другой – это шанс для местных исполнителей уверенно заявить о себе и попытаться занять пустующие ниши. ЕАН совместно с Екатеринбургским рок-клубом и СВОБОДА Концерт Холл запускают серию интервью, чтобы познакомить читателей с творчеством уральских музыкантов. Во втором выпуске проекта - интервью с основателем и директором «Свободы», лидером группы «Джедаи» Антоном Чернобровкиным. Поговорили о свердловском рок-клубе, о том, богата ли рок-талантами уральская земля, и о том, можно ли раскрутиться, не уезжая в Москву.

 - Как образовалась группа «Джедаи»?

- Я барабанщик и много лет играл в разных коллективах. К примеру, в кавер-группе Everybody Dance. Но у меня было желание делать что-то свое. Есть проблема – если вокалист уходит, то коллектив остается ни с чем. На протяжении многих лет я пытался создать коллектив своей мечты, но именно по причине ухода вокалиста все постоянно разваливалось. И я решил запеть сам.

Сначала это было непривычно и странно для меня, но сейчас со временем уже освоился, и многие стали говорить, что меня непривычно видеть за барабанами. Еще одной сложностью было набрать музыкантов для проекта, ведь в музыкальной тусовке меня воспринимали как барабанщика. Кроме того, сам я не имею музыкального образования, и обращаться к профессионалам, чтобы создать группу, было не так просто. Да и представить себя поющим тоже. Поэтому я искал отчаянных парней, которые поверили бы в меня и мой проект, и в итоге, хоть и не без усилий, нашел.

- Какую музыку играете?

Мы пока находимся в поиске своего жанра. Наверное, то, что мы делаем сейчас, можно считать чем-то близким к альтернативе нулевых. Недавно я побывал на концерте группы 25/17 в «Свобода Концерт Холл». Эти ребята сочетают лирику вплоть до акустики и жесткий русский рэп с тяжелыми гитарными риффами. И все это звучит гармонично именно на концерте. Вот и мы пробуем сочетать разные направления.

Начинала наша группа с каверов на творчество группы «Ляпис Трубецкой», нам нравилась его живая энергетика. И творчество этой команды было вполне удобным для того, чтобы наш коллектив мог сыграться.

Достаточно трудоемким для меня оказался процесс создания собственных песен. Без соответствующего образования трудно объяснить гитаристу, что ты хочешь исполнить. Но со временем мы сыгрались, научились понимать друг друга, и творческий процесс пошел.

- Почему ты решил сменить профиль?

- На самом деле достаточно непросто найти вокалиста для группы, поэтому я и решился сам им стать. Музыканты – это люди на своей волне, многое зависит от возраста: у молодых и бесшабашных все получается легко, а у людей постарше уже есть свои устои, взгляды, жизненный опыт. Они не готовы перестраиваться, не хотят ничего менять. Это уже не пластилин, даже не глина, это уже бетон, который нужно колоть отбойным молотком.

- Каково это – делать музыкальную карьеру в Екатеринбурге?

- В группе «25/17» играет мой хороший друг, Костя Овчинников. Он -  известный в Екатеринбурге музыкант, барабанщик - уехал из Екатеринбурга в Москву заниматься музыкой. «Я стадионный музыкант, а не кабачный», - заявил он, и я согласен с такой позицией, как бы пафосно она не звучала. Я не видел Костю за барабанами уже несколько лет, до недавнего их концерта в «Свободе» и порадовался, что он смог добиться такого уровня: в Екатеринбурге они собрали аудиторию в 1000 человек. К сожалению, в нашем городе сейчас попросту нет групп, здесь непросто добиться славы, поэтому музыкантам приходится уезжать. В одной моей песне есть такие слова:

«Свердловск – столица музыкантов, Российский поставщик талантов, А толку нету – не пойму: Ну почему же, почему?»

Вокалисты группы «25/17» со сцены говорили, что у них барабанщик из Екатеринбурга, гитарист из Екатеринбурга, прозвучала мысль о том, что такие таланты уехали из уральской столицы и играют в Москве. Действительно: очень много музыкантов из нашего города уезжают в столицу и играют в известных коллективах.

- Выходит, что Свердловский рок-клуб существует, но музыкантам никто не помогает…

- Это на самом деле больная тема. Мы, как ни крути, провинция. Это выстрелило 30 лет назад, когда появились «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» и «Чайф», сработало на этапе появления «Чичериной» и «Смысловых галлюцинаций», хотя уже в меньшем масштабе. На этом все закончилось.

На местном уровне непонятно, как продвигать группы и как на них зарабатывать. Тут просто негде выступать. Сколько раз в год в Екатеринбурге выступает, например, «Курара»? Понятно, что выход один – гастроли. Но кто будет заниматься гастролями екатеринбургской группы?

Я могу с уверенностью сказать, что наши местные группы уровнем ничем не хуже, чем многие коллективы, известные по всей стране, и их очень много, хотя не у всех так хорошо прокачаны тексты.

Когда я приехал в Екатеринбург 25 лет назад из Березников, здесь толком не было никакой инфраструктуры для рок-музыкантов: один клуб, он же репетиционная база с убитой техникой. За эти годы появилась масса репетиционных и звукозаписывающих студий, музыканты, которые чего-то добились сами, открывают музыкальные школы для молодежи. Но это не имеет отношения к Свердловскому рок-клубу, который мог создать все это, но ничего не сделал. Может быть, это связано с тем, что представители Свердловского рок-клуба просто не заинтересованы в развитии индустрии на местном уровне и помощи молодым коллективам.

Если опросить большинство музыкантов, которые сейчас занимаются помощью начинающим коллегам, то в свое время мало кто из них попадал на фестиваль «Старый Новый Рок». Да, определенный пласт, культурное наследие, на котором выросло не одно поколение, было создано в свое время именно силами Свердловского рок-клуба. Но почему было не продолжить эту работу и дальше?

- А сами вы что делаете?

- Как директор клуба я даю возможность выступать, заявлять о себе именно местным группам. El Mashe, «Тимертау» делают у нас сольники, и не платят высокую фиксированную аренду при этом. Другие площадки хотят заработать, а мы хотим помогать, поэтому не дерем с них в три шкуры. Этим могли бы заниматься статусные музыканты. Я пока не добился популярности, но если бы я был на месте «Чайф», я бы сделал под себя фестиваль с молодыми музыкантами в своем городе. Можно выделить 3-4 группы и сделать мероприятие. Если «Чайф» соберет под это хотя бы три тысячи человек – это уже мечта, возможность для нераскрученных групп.

Мы в этом году делали фестиваль «Музыка свободы» и нам удалось взять на него пять екатеринбургских групп. Это была попытка дать им шанс выступить перед большой аудиторией. И мне непонятно, почему нечто подобное не могут сделать звездные уральские рокеры. Да, я понимаю, что они не обязаны это делать, но кто, если не они? У нас много групп, даже молодых, которые способны набирать полный зал – и это очень круто. Но статусные музыканты почему-то не помогают им. У меня есть песня на эту тему:

 «Если песню сочинил – никто не услышит, три альбома записал - никто не услышит, свой открыл концертный зал – никто не услышит, свою студию создал – никто не услышит».

На эту песню задуман классный клип, и я планировал выпустить его к юбилею группы «Чайф», но в дело вмешался коронавирус. Думаю, что мы доведем процесс до конца следующим летом.

Я потратил 20 лет в Екатеринбурге на то, чтобы моя группа могла выступать здесь, чтобы создать базу как минимум для себя. Я привез минимум аппаратуры из Березников, и мы начали создавать все с нуля. Мы искали площадки, проводили концерты, где только могли, с нами начинали такие группы как «Обе две», Alai Oli. Я сам видел, что местным группам просто некуда деваться, как и нам самим. Вот и пришлось все создавать своими руками. Так и появилась «Нирвана» на Бебеля. В этом году клубу «Свобода» исполнилось 14 лет: мы ведем отсчет с 4 октября, когда был первый концерт в «Нирване». Мы пять раз переезжали, и каждый раз нужно было адаптировать и оборудовать новую площадку, что требовало немалых средств.  

Так, мы развернули деятельность и дали возможность местным группам устраивать презентации альбомов, сольники. В самом начале мы помогали группам разрабатывать концепцию для концертов, сочиняли рекламные ролики для радио Maximum, создавали сборники независимой музыки. А сейчас проводим фестивали «Урал Fresh» и «Музыка Свободы». В итоге я 20 лет своей жизни потратил на то, что до меня не сделали те люди, которые имели для этого все возможности. Возможно, если бы я не потратил эти годы на то, чтобы выстроить здесь инфраструктуру, на борьбу и постоянные переезды – я мог бы реализовать свою мечту и добиться большего в качестве музыканта, сделать свой культурный вклад.

- Но у нас есть в городе достаточно известные собственные команды, которые никуда не хотят уезжать.

Да, я очень рад, когда у нас выступают такие группы, как, например, «ТимерТау». Я прихожу на эти концерты и вижу, что все, что мы сделали, было не зря. Но дальше что? Аудитория групп не расширяется, нет никакого развития. Хотя я искреннее восхищаюсь музыкантами, которые все эти годы, несмотря на трудности, продолжают заниматься музыкой. То, что они не сдаются на протяжении стольких лет, достойно уважения. Это – настоящая любовь к музыке. 

Но кто-то хочет большего, однако лишен возможностей раскрутиться на всю страну, не покидая Екатеринбург.

Кто-то может счесть, что мастодонтам свердловского рока просто не нравится то, что делает современная молодежь. Но им и не должно это нравиться! Это уже совсем другая культура! Не играть же по 50 лет Led Zeppelin. Каждое новое поколение дает новую музыку.

 Много лет назад я смотрел по телевизору интервью Владимира Шахрина, в котором он сказал, что сейчас в моде рэп, и он не понимает, зачем вообще современным музыкантам играть рок. И буквально на следующий день я наткнулся на фильм о The Rolling Stones. Меня порадовал Мик Джаггер, который на вопрос о том, чем он будет заниматься через 25 лет, удивился: «Как чем? Играть рок-музыку, конечно!».

Вот именно такую позицию и хотели бы услышать молодые музыканты от ветеранов сцены. Но звание третьей столицы рока Екатеринбург сегодня никак не поддерживает. Разговоры идут в «высоких кабинетах», а на деле особых результатов нет. Речь ведь не только о материальной поддержке, помогла бы и моральная, но и ее особенно не наблюдается.

Есть еще одна проблема – местные музыканты мало друг с другом взаимодействуют, коллаборации бывают крайне редко. Думаю, это потому что они устали из-за отсутствия творческого выхлопа и немного этим озлоблены. Все варятся в собственном соку, нет дверей, в которые можно было бы войти. Бьешься головой о стену и понимаешь – идти дальше некуда.

Можно взять в пример зарождение волны гранжа в Сиэтле. Жанр зародился, появились коллективы, хэдлайнер движения в лице Курта Кобейна – и удалось искусственно раскрутить сиэтлскую волну. И это был не Лос-Анджелес или другой прогрессивный в плане шоу-бизнеса город, а Сиэтл. Свердловские продюсеры на примере сиэлтских, могут взять всю эту кучу музыкантов и раскрутить их. Материала много, нужно просто вложить деньги и продвигать их на всероссийском уровне, тем более, это не так сложно при нынешних технологиях – просто нужен профессиональный подход. Но никто не заинтересован в создании концепции Екатеринбурга как города рок-талантов.

 Рита Потапова, рок-группа «Не Для Всех»: «Мы родом оттуда, где просто так можно получить только по морде» 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+