November 19, 2019, 06:46 AM
Дмитрий Моргулес

Библейские сюжеты в мэрии Челябинска. Мнение Дмитрия Моргулеса

Мэром Челябинска стала Наталья Котова. Никто же не думал, что городская дума проголосует как-то иначе? Вот именно. Значит, пора немного порассуждать о сильных и слабых сторонах нового градоначальника, а также о том, не являются ли ожидания от Натальи Котовой завышенными.

Сейчас уже можно говорить о том, что на самом деле Наталья Петровна была не то что не единственным — даже не основным кандидатом на пост градоначальника. Были и другие, причем изначально куда более вероятные. Кто? Смысла говорить о них нет — эти люди работают в Челябинске, причем некоторые — на не менее статусных должностях.

 Важно другое — Наталья Котова в итоге смогла убедить губернатора Челябинской области Алексея Текслера, своего единственного реального избирателя, в том, что именно она достаточно владеет темой и ситуацией и способна справиться с городским хозяйством. Ну, хотя бы не набедокурить так, как это делали ее предшественники. 

Вне сомнения, это говорит о том, что Котова — опытнейшая аппаратчица и «византийка» похлеще многих: мало ведь кто заметил, как она не просто увольняла кого-то из проштрафившихся, но и аккуратно ставила на его место своего человека. И так вот потихоньку большая часть ключевых должностей в мэрии — это уже люди Котовой. Прежде всего в социальной сфере. Где, как известно, самые большие расходы бюджета. Впрочем, не это главное.

На самом деле у Натальи Котовой две сильных и две слабых стороны. И они одинаковы. Во-первых, Наталья Петровна — женщина. Во-вторых, она работала в мэрии Челябинска, в том числе первым заместителем главы города, последние 14 лет — при Юревиче, Давыдове, Тефтелеве и Елистратове.

 Элиты. Перезагрузка. Начало. Новая конфигурация челябинских клановЧто до первого — при всем нашем опыте в виде Анны Иоанновны, Екатерины Первой и Екатерины Второй политика, а особенно должности первого лица на всех уровнях все же остаются делом сугубо мужским. Хорошо это или плохо.

Женщина в качестве первого лица традиционно воспринимается как та, кто сможет «навести порядок», «прибраться», «сделать уборку» и так далее. Вне сомнения, это именно то, в чем мэрия Челябинска да и сам город нуждается больше всего — зачистка одиозных персонажей, разрушение порочных, откровенно коррупционных схем по освоению бюджетных денег, налаживание элементарного порядка в основных сферах городского хозяйства… 

 А еще есть нужда в здравом смысле. Это когда разные идиоты не устанавливают новые остановочные комплексы так, что пешеходам негде пройти и приходится выходить на проезжую часть под колеса несущегося транспорта. Или когда подрядчики, ремонтирующие набережную, не уничтожают колесной техникой и вагончиками только что сделанное (на миллионы рублей) благоустройство и ландшафтный дизайн. Или когда полумиллиардный подряд на строительство набережной не отдается компании, в штатной численности которой значится один сотрудник...

Но вся эта «генеральная уборка» — скорее про сохранение того, что есть, пусть и в «прибранном виде». 

Но Челябинску нужна не только она. Не меньше нужен и рывок. Стратегический. Мощный. Такой, что мог бы за ближайшие годы хотя бы поломать тенденцию, когда столица Южного Урала все больше отстает от ведущих российских городов-миллионников. Отстает по уровню развития городской среды, по архитектуре, по количеству и качеству строящихся объектов, а отсюда — и по экономике, по уровню, по качеству жизни.

«Хранительница домашнего очага» — это не про рывок. Здесь нужен, скорее, «Петр Первый». Способна ли стать им Наталья Котова? Честно — не уверен.

Что же до 14 лет в мэрии…

С одной стороны, Котова, хоть иногда и уверяет с широко раскрытыми глазами, что «такого она не ожидала», прекрасно знает все способы, схемы и «мутные схематозы», которые использовались предыдущими четырьмя главами Челябинска, их окружением и приближенными кланами для, скажем так, использования служебного положения в личных целях. Что, вне сомнения, поможет ей в раскапывании того тяжелого управленческого наследства, которое ей досталось.

С другой стороны, работать во всем этом 14 лет и остаться вот прямо совсем-совсем «ни при чем»? Простите, не верю. Не так устроена система, не те правила игры. Как минимум терпеть все это приходилось. И волей-неволей, но соглашаться, а не уходить. Делать свой выбор.

 Почему-то мне кажется, что сегодняшняя ситуация во властных коридорах Челябинска напоминает старую библейскую притчу про Моисея и исход избранного народа из Египта.

Если кто не помнит — сумев пройти через Красное море, Моисей привел евреев к горе Синай, где получил от Господа 10 скрижалей с заповедями и законами. Однако после, уйдя от Синая и подойдя к земле Ханаанской, они усомнились в том, что смогут ее завоевать. За это Господь обрек их на 40-летние скитания по пустыне, чтобы за это время умерли все, кто на этот момент был старше 20 лет, и те, кто был в рабстве у египтян, и выросло новое поколение — тех, кто не помнит рабства и не сомневается в Господе. И только они в итоге ступили на Землю обетованную. Моисей также не избежал запрета и умер, не перейдя реку Иордан.

Может, оно пафосно звучит, но чем Челябинск не Земля обетованная, чем городские власти не иудеи и чем «тефтелевщина» в управлении городом не «рабство египетское» (ну или магнитогорское, как кому нравится)? И чем Наталья Котова — не наш, челябинский Моисей?

Судите сами. Из «рабства» уже ушли, от Алексея Текслера на горе Цвиллинга, 27 скрижали с установками получили. Были и есть в мэрии сомневающиеся в силе Текслера и продолжающие воплощать свои «мутные схематозы». И для того, чтобы искоренить это «рабство», нужно время, пространство и — Моисей. Который бы искоренил старое поколение чиновников мэрии, воспитал новое и подготовил все для перехода Челябинска и челябинцев в «светлое будущее».

Станет ли Наталья Котова — первая женщина-мэр в истории города — таким «челябинским Моисеем»? Покажут ближайшие пять лет. Или меньше. Уж больно времена переменчивые...

Источник фото: Facebook, Дмитрий Моргулес
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+