August 17, 2022, 04:20 AM
ЕАН

«Дефицитище» или все по плану: почему свердловским школам накануне 1 сентября требуются сотни учителей

Двенадцатого августа министр просвещения РФ Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что все школы страны готовы к новому учебному году. Однако число вакансий преподавателей в Свердловской области на сайтах-агрегаторах и в социальных сетях с конца июля только росло. Корреспондент ЕАН попытался разобраться, действительно ли в учебных заведениях существует нехватка учителей, и для этого побеседовал с преподавателями. 

Все идет по плану

Сергей Кравцов заявил журналистам: все идет по плану, российские школы «в целом полностью укомплектованы». В ответ блогер и бывший преподаватель русского языка и литературы Павел Астапов в своем telegram-канале привел ироничный комментарий педагога, назвавшего текущее состояние образовательных учреждений «дефицитищем», и поделился ситуацией с кадрами в Тульской области. По словам Астапова, ни о какой полной комплектации местных школ говорить нельзя, поскольку на сайте по поиску работы зарегистрировано 326 активных предложений на один регион. 

А что Урал? Если обратиться к количеству открытых вакансий по запросу «учитель» на платформе hh.ru, получится, что с 29 июля их количество только возросло. С 352 предложений в конце июля до 456 заявок по состоянию на 16 августа. Но важно отметить, что сервис вместе с учителями выдавал и вакансии методистов, воспитателей детских садов и репетиторов. 

Чаще всего на сайте фигурировали вакансии учителя начальных классов, иностранных языков (особенно английского), математики, русского языка и литературы. Опрошенные ЕАН преподаватели по-разному комментировали отсутствие специалистов в отдельных предметных областях. Один собеседник указал на нехватку преподавателей географии. Завуч другого учреждения заявила, что больше всего у них не хватает преподавателей английского, физики, химии, биологии и ОБЖ. Зато специалистов по математике, русскому и литературе, истории и обществознанию обычно достаточно.

Отдельно специалист остановилась на преподавателях младшей школы. По ее словам, именно в этой области ситуация наиболее критическая. Но не все собеседники подтвердили наличие дефицита кадров в своих школах. Один из опрошенных учителей рассказал ЕАН, что кадровая «текучка» по отдельным направлениям наблюдалась до начала 2022 года, но сейчас все позиции заняты. Другой педагог сообщил, что дефицита кадров он лично не наблюдает. Примерно о том же сообщили и в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области. 

«Потребность в преподавателях может расти в связи с открытием новых школ, увеличением числа классов, стремлением снизить нагрузку на действующий учителей. Задача по пополнению кадров планомерно решается: в 2019/2020 учебном году в свердловских школах насчитывалось 35 375 учителей, в 2020-2021 – 35 983, в 2021/2022 – 36 255. По данным на 12 августа, выраженного дефицита преподавателей в конкретных территориях не зафиксировано», - сообщили в ведомстве. 

Летняя текучка и уход молодых специалистов

Другой интересовавший ЕАН вопрос – отметились ли нынешние весна-лето повышенным числом увольнений. Здесь большинство учителей пояснили, что уход преподавателей из школ «пачками» в период летних каникул – обычная практика. Отток специалистов во внеучебное время позволяет избежать проблем с учебным процессом. Соответственно, поиск сотрудников для замещения освободившихся мест также приходится в основном на лето. 

Если же специалист уходит из школы посреди учебного года, чаще всего подменять его некому, уроки просто снимают. Причина или в нехватке кадров, или в распылении специалистов по корпусам одного учреждения. Под нехваткой здесь понимается именно невозможность быстрой замены заболевшего/уволившегося педагога. В школе может быть несколько учителей физики, но это не гарантирует, что выбывшего специалиста кто-то обязательно сможет подменить из-за высокой нагрузки. Особенно актуально это для сельских учебных заведений. 

 «Если учитель выбывает на неделю-две, уроки выпадают. Уже недополучение знаний у ребят идет, если кто-то не подсуетится и не поставит эти уроки в конце года или на неделе. Этим определяется дефицит кадров», - рассказала завуч. 

Еще одна проблема - увольнение молодых специалистов. Завуч екатеринбургской школы рассказала, что, как правило, бывшие выпускники вузов работают учителями около четырех лет. Это тот срок, который молодым преподавателям требуется отработать, чтобы получить подъемные деньги. А дальше они уходят или в средние специальные учебные заведения, или в репетиторы. Дошло до того, что некоторые организации начали брать на неполную ставку студентов педагогических вузов со второго и третьего курсов бакалавриата. 

Вместе с тем в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области успокаивают: «В регионе ежегодно увеличивается прием абитуриентов в педагогические вузы, так что без специалистов не останемся». Согласно данным ведомства, на начало 2021/2022 учебного года число студентов УрГПУ и РГППУ составило 3970 и 2258 человек соответственно, и еще около 4000 суммарно обучались в педколледжах. 

 Почти 1,5 тысячи новых мест появится в школах Екатеринбурга к 2023 году 

Для сельских школ работает программа «Земский учитель». По квотам в Свердловскую область в 2020 году приехали 45 человек, а в 2021 — 48. В 2023 году планируют привлечь только 38 педагогов, но к 2024 выйти на значение в 95 преподавателей. Размер единовременных выплат по другой программе составляет от 35 тыс. в городах до 50 тыс. в селах при трудоустройстве в школы в год окончания обучения в вузе.

Почему учителя уходят из школ

В разговоре с корреспондентом ЕАН преподаватели поделились своими мыслями, почему специалисты уходят из школ. Среди причин называли ограниченные карьерные возможности. Одна молодая педагог сообщила, что не планирует оставаться в учебном заведении надолго, если не сможет продвинуться выше по карьерной лестнице. 

Другой учитель пожаловался, что, несмотря на внедрение новых технологий в образовательный процесс, коммуникация между начальством и сотрудниками остается «устаревшей», консервативной. По мнению другой собеседницы, имидж учителя неправильно преподносится обществу. Преподаватели отметили и избыток бумажной работы, некоторые указывали на выгорание и сильный стресс. 

«Люди убегают, потому что это тяжело морально. Это тяжелый стресс: каждый день приходить туда, где очень много детей, которые тебя постоянно оценивают, смотрят. А тебе приходится разрешать ситуации, с которыми ты иначе в жизни бы не столкнулся. Как дети вообще могли сделать такое? И все вешают на тебя — родители, администрация, дети. Не из-за маленькой зарплаты уходят, из-за рисков», - поделилась преподаватель. Уровень зарплат в целом считается нормальным, потому что педагогам доплачивают за участие в дополнительных мероприятиях и написание статей. исключение - учителя начальных классов. Если в частных заведениях такие педагоги получают по 30-54 тыс. рублей, в муниципальных школах им предлагают от 20 до 35 тыс. до вычета налогов. Итого на руки от 14-15 тыс. рублей. Для других категорий преподавателей зарплата только начинается с 25-35 тыс. рублей до вычета налогов. «Коллега из младшей школы рассказывала: приходит она домой, и муж ее спрашивает, сколько можно ему оплачивать ее хобби», - шутит собеседница. 

Наконец, несколько учителей пожаловались и на большую нагрузку. Педагоги вынуждены брать на себя по 38-42 часа работы при норме в 26. Часто один преподаватель может вести уроки с 5 по 11 класс, преподавать профильные, базовые предметы и дополнительные курсы. В той же младшей школе учителя порой берут классное руководство в двух классах одновременно. 

 Мэр Екатеринбурга получил представление от прокуратуры за переполненные школы 

Однако практически никто из преподавателей не подтвердил предположения, что в некоторых учебных заведениях учителям приходится вести непрофильные предметы. Например, чтобы преподаватель истории вел русский язык. Чаще всего совмещение выглядит иначе: например, специалисты по русскому языку и литературе ведут проектную деятельность, а учитель ОБЖ — физкультуру.

«Согласно лицензионным требованиям к организации образовательного процесса, педагог может преподавать только те предметы, которые соответствуют его квалификации или пройденной им программе профессиональной переподготовки», - уточнили в Министерстве образования и молодежной политики региона. 

Павел Федоровский

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+