February 6, 2024, 05:32 PM

«Генератор мемных фраз»: как Мизулина за два часа в Екатеринбурге перечеркнула стереотип о местных студентах. Репортаж ЕАН

Приезд Екатерины Мизулиной в Екатеринбург поставил под сомнение стереотип о дерзкой уральской молодежи. Глава «Лиги безопасного интернета» всего за две встречи – с учениками школы № 1 и студентами городских вузов – смогла доказать, что человек, по чьей наводке военкомат объявляет тиктокеров в розыск, а организаторы отменяют рэперам туры, может собирать полные залы двадцатилетних. Корреспондент ЕАН последил за общением Мизулиной с юными екатеринбуржцами и остался в замешательстве.

Плотная вереница людей растянулась к входу в главное здание УрФУ еще за полчаса до начала мероприятия. Парадных дверей у корпуса на улице Мира, как известно, три. Но построенную в несколько рядов толпу интересовала лишь центральная – оттого очередь пополнялась с каждой минутой живее, чем рассасывалась, и уже простиралась до самого университетского сквера. Пожалуй, никогда еще студенты не приходили сюда настолько заранее и настолько массово.

«Ну вот нафига нас собрали?» – раздраженно одергивал коренастый парень своего товарища. Они стояли ровно в середине колонны, а значит, и перед, и позади было человек 40. Товарищ, явно допускавший, что все могло быть и хуже, лишь отрешенно пожимал плечами. «Надо…» – по-философски смиренно протягивал он.

Внутри корпуса, за пару шагов для рамки металлоискателя, подмерзшая колонна распадалась. Студентов распределяли между шестью столиками, за которыми скрупулезные, но приветливые администраторы регистрировали участников. Паспортные данные гостей записывали со всей кропотливостью (чтобы потом, наверное, никто не нашел в них брака), и здесь же, например, выяснялось, что все это время в очереди томились учащиеся не только УрФУ, но и Гуманитарного, Педагогического, Президентской академии...

Всех этих студентов сюда привела Екатерина Мизулина – глава «Лиги безопасного интернета» и дочь сенатора Елены Мизулиной, гостившая в Екатеринбурге уже третий день. В предыдущие два, надо сказать, она не дала заскучать местным журналистам: сначала внезапно оказалась на концерте своего приятеля, рэпера Shaman в «Екатеринбург-Экспо», а затем под детские крики и просьбы дать автограф пришла с лекцией в школу № 1 на ВИЗе.

В актовом зале УрФУ, где уже давно закончились сидячие места и люди располагались в проходах, то и дело обсуждали неприятную утечку. Перед самым приездом Мизулиной telegram-канал «Свет» сообщил, что каждому институту было поручено привести на встречу некое количество «самых лояльных» студентов. До конца неясно, чем было вызвано такое требование, но, говорят, в вузе автора утечки уже вычислили и строго наказали.

Едва поднявшись на сцену, Мизулина сразу решила заткнуть критиков за пояс – о скандале с нагоном студентов она знала. Но услышать правду общественница хотела от самих студентов, а потому спросила в микрофон, есть ли в зале те, кого привели насильно. Не то с улыбкой, не то с ухмылкой толпа в несколько сотен человек хором зарядила: «Не-е-ет!» 

Сложно сказать, было ли это ехидством. Еще до начала встречи студенты признавались корреспонденту, что хорошо знают Екатерину Мизулину. Но вовсе не по общественной работе. «Она мемная», – объяснял студент-технарь из УрФУ, имея в виду гигантское количество шуточных тиктоков, главной героиней которых и стала Мизулина. «Она генератор мемных фраз», – подтвердила студентка из филиала РАНХиГС, показывая любимые telegram-стикеры с Мизулиной.

Эти двадцатилетние ребята, которых принято считать бунтарями и мятежниками, знают о жалобах общественницы в МВД, Генпрокуратуру и СК на рэперов, блогеров и комиков. Но признаются, что предпочитают особо не рефлексировать об этом, выбирая смеяться – не над Мизулиной, а вместе с ней. 

Окинув взглядом со сцены полный зал, едва ли впечатленная Мизулина дала понять, что с таким аншлагом ее принимают не впервые. Обычно на встречи с ней приходит такое «невероятное количество молодых ребят», что многим даже «приходится сидеть на полу». «Это происходит во всех регионах, – посетовала Мизулина. – Поэтому, наверное, мы формат встреч будем менять и выводить их на более вместительные площадки».

Зал хмыкнул. Студент-второкурсник УрФУ, которому не досталось кресла (а садиться на пол он, надо полагать, пока был не готов), вполголоса посоветовал думать сразу о «Екатеринбург-Арене».

Плавный разогрев зала, похоже, был не в стиле Екатерины Мизулиной. Уже на второй минуте выступления она напомнила студентам, что много лет стараниями Запада против России идет масштабная информационная война. А вражеские хакеры завладевают данными граждан, пользуясь утечками из приложений по доставке еды.

«И единственный портал, который злоумышленникам не удалось взломать, - это «Госуслуги». Он достаточно устойчив. Но если американский брат поможет Украине… Не исключаю, что проблемы могут возникнуть и с «Госуслугами»…» – зловеще предостерегла Мизулина. Впрочем, студентов, пока бесконечно далеких от детских выплат и непогашенных штрафов, куда сильнее волновала, кажется, сохранность «Яндекс.Еды».

Мизулина читала лекцию назидательно, виртуозно управляя интонациями и паузами. Будучи самой деятельной защитницей интернета в России, она много и со знанием предмета рассуждала о коварстве Всемирной паутины.

А та, по словам общественницы, давно стала пристанищем и для педофилов, и для лжеминеров, и для различных провокаторов. Правда была тяжела, и примириться с ней явно были готовы не все. Все-таки именно в интернете многие увидели приглашение на встречу с Мизулиной…

Начавшаяся вопросно-ответная сессия прояснила залу сразу две вещи. Во-первых, со студентами, как и днем ранее со школьниками, Мизулина будет общаться только на «ты». Во-вторых, авторов понравившихся вопросов она будет благодарить, авторов не понравившихся – вызывать на дискуссию «по фактам».

Одним из приглашенных к ответу оказался юноша, связавший деятельность Мизулиной с ограничением свободы слова. Этим, например, он объяснил изъятие одной из песен группы «Порнофильмы» из нескольких музыкальных сервисов. Мизулина, однако, дала понять, что дискутировать с ней будет непросто. А может быть, и бессмысленно.

Я боюсь, вы к этому причастны.

Не бойся. Дальше по фактам.

Вы использовали «институт армии», чтобы запугать [тиктокера] Даню Милохина.

Он сам запугался!

Вообще нашумевшая история Милохина, который покинул Россию после обращения Мизулиной к Минобороны с просьбой забрать его в Вооруженные силы РФ, словно не давала общественнице покоя. Возможно, она считала, что финал истории еще не наступил.

«Вот было бы классно, если бы Даня Милохин снимал тиктоки в армии и рассказывал о службе – и тебе в первую очередь!» – продолжала Мизулина грозить тем, кто обвинял ее в цензуре.

Изредка зал, впрочем, и сам поддевал лекторшу. Например, не представившийся молодой человек отмечал изысканный стиль Мизулиной: так, накануне в школу № 1 она пришла в дубленке румынского бренда за 320 тыс. рублей. Парень поинтересовался, пострадала ли Мизулина от ухода западных магазинов, и попросил совета, где одеваться студентам со средней стипендией в 2 тыс. рублей (да, студенты могут простить все, но не любовь к роскоши).

«Мне [на уход брендов] абсолютно без разницы. Я вижу много классных российских дизайнеров, которых я покупаю и ношу. Я человек под санкциями, никуда не выезжаю. Покупаю все здесь [в России], онлайн. Из дома не выхожу – меня везде преследуют школьники и студенты!» – отбивалась Мизулина. А к этому времени журналисты уже посчитали, что жакет Alexander McQueen, в котором она вышла на сцену, стоит от 180 тыс. рублей.

Но в целом же, несмотря на редкие выпады, студенты вели себя с Мизулиной крайне дружелюбно. Некоторые даже находили это недостаточным. Сразу три парня набрались смелости – один больше другого – и последовательно предложили гостье сходить на свидание, выйти замуж и принять подарок на День всех влюбленных.

Не отказала она лишь последнему, но и то не без курьеза.

Оказалось, что храбрец принес Мизулиной цветы, и, узнав об этом, общественница заметно занервничала. Принимать презент из рук в руки она отказалась, поэтому по-студенчески лаконичный букет в трогательной розовой бумаге изъяла охрана. 

«После ситуации с [взорванным военкором] Владленом Татарским многие публичные личности, как я, не берут подарки лично», – разъяснила она.

По-настоящему масштабы этой странной и едва ли объяснимой студенческой любви могла продемонстрировать лишь фотосессия с Мизулиной. Как только время встречи подошло к концу, толпа хлынула к сцене, к которой организаторы предусмотрительно приставили четырех охранников. «Я не могу! Она стояла рядом со мной!» – подпрыгивала на месте одна из первых обладательниц селфи, едва отойдя от Мизулиной.

А за спиной довольной студентки уже стояли еще добрые полторы сотни мечтающих о фото с «мемной» москвичкой. И они вновь выстраивались в огромную колонну – прямо как три часа назад на крыльце УрФУ. Вот только эта очередь уже совершенно точно была добровольной.

Игорь Сергеев

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+