August 2, 2022, 10:13 AM

«Наши чиновники не знают области и города»: почему старый Оренбург идет под снос – в интервью Веры Арнгольд

Кто ответит за снос «Дома пяти ангелов», как быть с исторической застройкой в центре Оренбурга и реально ли использовать наследие Казимира Малевича? На это вопросы ответила в интервью ЕАН председатель Оренбургского регионального отделения ВООПиК Вера Арнгольд.

 

- Что наши чиновники делают не так? Почему ремонт здания, например, фактически означает снос? Скажем честно: многие памятники архитектуры выглядят очень плохо и своим внешним видом портят любой город. И сносить их вроде бы нельзя, и в порядок приводить проблематично. И оставлять в полуубитом состоянии – тоже так себе вариант. И что можно делать?

- Для начала – к истокам проблемы. В историческом поселении «город Оренбург» в принципе отсутствует концепция сохранения исторического наследия. Нет соответствующей программы. Есть дома исторические, а что с ними делать, никто не знает. Мы ведем разговор о концепции с чиновниками не один год, но чтобы было полноценное историческое поселение, нужно получить документы, которые делал для города Институт Генплана Москвы.

Последнее время документ находился на утверждении в Минкультуры РФ. После этого должна быть написана концепция.

И тут я сразу хочу сказать, что, несмотря на то, что чиновники бьют себя в грудь, они совсем не знают истории нашей области и города. Никто и не знал, кто такой Карим Хакимов, пока не начали сносить его дом. 

Исторически ценные, градоформирующие объекты составляют предмет охраны исторического поселения Оренбурга. Отсутствие документов для города не означает, что предметов охраны нет! Они есть, но систематически уничтожаются. По невниманию, разгильдяйству, отсутствию любви к городу.

ВООПиК приглашал на экскурсии по городу всех мэров, губернаторов, Минарх. Но был только раз, и то без толку Владимир Ильиных (бывший глава города Оренбурга, ныне – депутат Госдумы – прим. ЕАН). А губернатор Паслер сказал, что он «и так все знает»…

Большую роль играет и равнодушие самих жителей. Сейчас они возбуждаются по любому поводу. ВООПиК в Оренбуржье работает с декабря 2018 года, мы за это время «раскачали» город до того, что сразу все кричат и бегут, как только уже даже сараюшку сносят. Но все любят лишь махать флагами с диванов. Да, люди очень хотят жить в комфортном городе, но так, чтобы за них все сделали. На 600 тыс. населения города в ВООПиК человек 10 активных. Приходите к нам, работаете в архиве, защищайте наш город и свою историю!

- Вернемся к нашей теме про историческое поселение…

- Вот когда документ из Москвы получим, будут определены четкие правила и действия в историческом поселении для застройщиков. Будет объединенная зона охраны, которая позволит возводить малоэтажное строительство по лекалам, соответствующим историческому окружению, «атмосфере». Необходимо, чтобы застройка была похожа на историческую.

ВООПиК вообще за то, чтобы исторический центр оставили в покое. На пустырях предлагали делать островки – скверики.

Оренбург всегда был городом степным, жарким, пыльным. Он требует фонтанов и скверов – тем более в центре.

Нынешние архитекторы, как я считаю, «чокнутые на Заха Хадид» (ирако-британский архитектор, прославившаяся радикальным дизайном зданий в деконструктивистском и параметрическом стиле – прим. ЕАН). У них нет понимания того исторического контекста, который должен быть в городе-крепости, городе-купце. Родившись здесь в XXI веке и не погрузившись в контекст истории, личности, героев, не имеешь ощущения того, каким город должен быть. А его строили лучшие петербургские архитекторы, купцы соревновались в том, чтобы выстроить лучшее и неповторимое здание. Вот пример, здание купца Панкратова на улице Кирова – такой архитектуры сейчас не повторить. Тем более те, кто покупает исторические дома и обещает восстановить первоначальный облик, - у них не все получается: нет той технологии, нет тех материалов и филигранности. Этого уже не повторить.

Нужна мощная совместная работа – главе города мы предложили создать межведомственный комитет, куда входит КУИ, департамент по градостроительству, жилищная комиссия, первый заместитель главы города, управление по культуре, Инспекция по ОКН и ВООПиК. Комитет мог бы решать вопросы по определению судьбы исторических зданий: например, за минимальную цену можно их отдавать общественным организациям с четким намерением о восстановлении. Также передавать молодым семьям, желающим жить в центре города, под семейное жилье – также с условием восстановить облик дома. И еще давать на это ипотеку с использованием опыта федерального законодательства, когда людям прощаются налоги.

Депутаты должны принять соответствующее решение - что человек, восстановивший ценную недвижимость, имеет право на снижение налогов на землю и недвижимость.

- Как вы считаете, что не так с нашим законодательством о культурном наследии?

- В федеральном законодательстве есть проблемы, но в глобальном смысле оно отвечает предмету заботы о памятниках и их сохранении. Много проблем с археологией, с ценной и градоформирующей застройкой, с передачей исторических зданий в собственность. Если бы это было прописано четко в законодательстве, то вопросов бы и не возникало. А у нас в противостояние входят ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», градостроительные правила конкретного города, подакты и постановления. Все это надо приводить к общему знаменателю.

 

 


- Снос исторических домов - насколько это горячая тема для Оренбурга? Можно ли говорить о том, что старые постройки исчезают все быстрее?

- Здесь тема «горячая», сносы есть, но они не массовые, и отрадно то, что каждый снос отражается и вызывает негативную общественную реакцию, что, возможно, останавливает власти в дальнейшей расчистке. И это знак всем, что город – «крепкий орешек» и так просто его не снести.

Вот по «Дому пяти ангелов» суд выписал административный штраф, и собственнику может грозить уголовная ответственность, и, скорее всего, кто-то из чиновников за это поплатится. Это урок для тех, кто хочет бездумно расправляться с историей. Также, я считаю, больше должно быть работы с предпринимателями. Были отдельные попытки с «арендой за рубль», но не все они удачно завершились.

ВООПиК еще в 2019 году предложил комитету управления имуществом города разработать две брошюры – «Как купить исторический дом» и «Как взять аренду за рубль». Чтобы предприниматели сразу узнали обо всех подводных камнях, юридических моментах и о том, чем могут помочь власти города и области. 

КУИ обещал рассказать, как можно приобрести недвижимость на любых городских и областных бизнес-форумах, но «воз и ныне там». «Пакетное» предложение по таким объектам культурного наследия должно быть.

- Что у нас еще не так с историческим наследием?

- Есть дома малоквартирные памятники и многоэтажные. Но мы не хотим расселять исторический центр – если тут останутся одни музеи и офисы, он будет безлюдным. Так считает и глава города Сергей Салмин. Эти небольшие дома нужно ремонтировать.

На базе ВООПиК мы собрали жителей таких домов, которые возмущались некомфортным проживанием на территории исторического центра. Жители в растерянности – аварийное обслуживание домов их не устраивает. Тогда мы создали Совет жильцов домов исторического центра. И отправили письмо по этому поводу в Минстрой, чтобы включить в программу капремонта эти небольшие дома. Тогда их можно привести в нормальный вид за счет средств самих жильцов на содержание домов и субсидии – получится паритетное финансирование. По поручению губернатора сейчас прорабатывается механизм проведения капремонта общего имущества в подобных домах, не включенных в региональную программу капремонта в 2014 – 2043 годах за счет областного бюджета.

 


- Почему еще так важно сохранить не просто внешний облик старинных зданий, но еще и их назначение? Не размещать там гостиницы и рестораны? Хотя и городу столько гостиниц и ресторанов уже многовато…

- Конечно, это мое личное мнение, но могу и ошибаться. У каждого здания есть жесткий функционал. Если в кадетке учились кадеты, то вряд ли здесь может быть гостиница или магазин. В этом здании коридорная система – небольшие комнаты для жилья, учебные классы, если мы говорим опять же о бывшей «летке» на улице Советской, 1. Да и без парковки в этом месте гостиница не будет нормально функционировать.

Вот недавно продали «Бывший воинский арсенал «Степной цейхгауз». И вот эти помещения, где почти до XX века хранили оружие, продали под очередной ресторан.

Ну сколько же ресторанов может вынести Оренбург, особенно при нынешнем финансовом положении? Не лучше ли было сделать там частный музей оружия? 

Если же взять здание с функционалом - дом Тимашевых. В свое время на первом этаже купец Хусаинов устроил там кофейню под названием «Пушкинская». Сам дом являлся жильем для губернаторов и людей, приближенных к нему. Сейчас его отдали театру кукол. Посмотрим, что из этого получится. Так же и Михайловские казармы – хозяин, выкупивший этот объект, хочет его восстановить и сдать в аренду опять под предполагаемый ресторан. Если же посмотреть на казармы с коптера, то видны небольшие помещения, похожие на клетушки. Это было казенное учреждение, подходит ли оно под ресторан? В крайнем случае еще говорили про вариант обустройства там детского сада – это уже более подходит. Жилье должно быть жильем, магазины – магазинами. К этому расположена и сама архитектура здания.

- Как думаете, будет продвигаться идея по поводу строительства археолого-ботанического парка на месте раскопок на бывшей территории Водоканала, где нашли фундамент Золотого храма?

- Письмо о создании такого парка, как мы уже рассказывали, мы направили губернатору. Насколько мне известно, у правительства и главы города были тождественные мысли. Мы уже обратились на кафедру дизайна Оренбургского госуниверситета по поводу эскизного проекта парка. Его с осени будут разрабатывать студенты старших курсов.

Также инспекция по ОКН изучает возможность организации «археологических окон» на примере других городов. Это своеобразная консервация раскопанных объектов под стеклом, и можно прикоснуться к истории.

- Как думаете, застроят или нет сгоревший квартал на переулке Почтовом? Уже год прошел, а до сих пор планы администрации города неизвестны.

- На недавней встрече с главой города Сергеем Салминым мы узнали, что на этом месте не будет новых построек. Это и невозможно – там проходит охранная зона памятников, которые там были. И нас, ВООПиК, заверили, что строить многоэтажки там не будут. Памятники намерены восстановить, также планируется поставить пекарню, детское кафе, парковку и разбить сквер. Проект парка еще в прошлом году был подготовлен архитектором Александром Алексеевым.

- Вы проводили интересное музыкально-поэтическое мероприятие в сквере Ростроповичей «В лучах славы». Какие есть еще нереализованные идеи, о которых можно уже заявить?

- Наш новый проект так называемого «Оренбурга супрематического». Тема, связанная с Казимиром Малевичем, почти 100 лет назад он здесь бывал вместе с Эль Лисицким и создал филиал организации художников – революционеров УНОВИС. 

Они даже оформляли элементы занавеса драмтеатра, в то время это был Первый советский театр. С кафедрой дизайна ОГУ мы планируем организовать мероприятие «Оренбург – черный квадрат», связанный с пребыванием Малевича. И проводить такое мероприятие планируем ежегодно. Кстати, в парке ТРЗ, который сейчас реконструируется, используются элементы супрематизма.

- Оренбург обладает достаточным туристическим потенциалом, если смотреть только исторический центр?

- Оренбург сегодня не обладает большим потоком туристов. Кроме как на отдых на Соленых озерах, туристы мало сюда едут. В Соль-Илецке нет достаточной исторической составляющей отдыха и обустроенности с точки зрения культуры и развлечений.

В Оренбурге туристы тоже немногое находят. Когда в городе нет исторической концепции, чего нам ожидать? В Оренбургской области должен быть хороший информативный туристический сайт, куда люди будут заходить, знакомиться подробно с достопримечательностями и желать сюда поехать. Недостаточно развита поддержка сувенирной продукции со стороны правительства. Надо продвигать людей, готовых предложить оригинальные сувениры, идеи, – создавать для этого площадку. К примеру, пусть звучит нескромно, но мои духи «Музыка степного ветра», созданные петербургскими парфюмерами эксклюзивно для нашей области, до сих пор не находят широкого покупателя. В брендовых духах заключены ароматы оренбургской степи – полыни, цветов и изнуряющего зноя. Это запоминается, это можно предложить гостям города, как и другие малоизвестные и замечательные идеи, продвигающие Оренбуржье.

 Наталия Вълкова

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+