May 24, 2023, 11:35 AM
Сергей Беляев

О Довлатове без Довлатова: в Екатеринбурге прошел прогон спектакля о легендарном писателе-эмигранте

В Екатеринбурге сегодня состоялся прогон главной премьеры Центра современной драматургии — спектакля «Альбом с голубем». За основу постановки, режиссером которой выступил известный кинорежиссер Алексей Федорченко, были взяты произведения писателя и журналиста Сергея Донатовича Довлатова. Для зрителей премьерный показ спектакля состоится уже завтра, 25 мая. О своих впечатлениях от прогона постановки рассказывает корреспондент ЕАН Сергей Беляев.

Если вы любите произведения Сергея Довлатова, то вас, возможно, ждет разочарование. Если вы его ненавидите — постановка может показаться скучной, а если вы к нему равнодушны, то есть вероятность, что половину спектакля вы не поймете.

Алексей Федорченко рассказал ЕАН, что стремился показать разного Довлатова, «близкого к первоисточнику», а не тот образ, который сложился на основе рассказов его друзей и коллег. Для этого помимо произведений писателя были использованы интервью его самого и второй супруги Елены.

Задумка и правда оказалась хорошей и в то же время сложнореализуемой, поскольку Сергей Довлатов литератор, а не драматург. Если быть точнее, то литератор-рассказчик. Отрывки его произведений вполне могут жить самостоятельно, как анекдоты. Но драматургического эквивалента в его прозе нет, и с этой проблемой сталкивались постановщики еще до Алексея Федорченко. Режиссер решил зацепиться за драму в личной жизни литератора, которая описана в «Заповеднике».

«Был взят период, когда его жена уехала в эмиграцию [в США], а он еще нет. И его отношения с женой, воспоминания о знакомстве и тот момент, когда он скучает и ее любит, мне показалось, что это самый драматический эпизод. На нем был сделан акцент, чтобы показать максимальную человечность Довлатова», — сказал Федорченко.

Собственно, эта линия «Заповедника» и стала стержнем повествования, на которую режиссер нанизал отрывки из сборника «Наши», повести «Филиал» и некоторых других.

Произведения Довлатова как бы порваны на кусочки и склеены заново. 

Федорченко пытался следовать стилю писателя, когда тот сам врывался в свои произведения, как рассказчик, разделяя один цельный эпизод отдельным повествованием.



В спектакле это выглядело несколько сумбурно, когда из покосившейся избушки, в которой жил Довлатов в «Заповеднике», он перемещался в свой рассказ «Наши», где действо происходит уже в квартире с другой женщиной. Для рядового зрителя, поверхностно знакомого с произведениями писателя, это будет сложное путешествие. Не говоря уже о второстепенных персонажах (о которых хочется спросить: «Кто эти люди и зачем они тут присутствуют?»).

 Алексей Герман: «Из-за «Довлатова» нас ругают и демократы, и патриоты» Еще одна проблема таких переходов — потеря атмосферы, на фоне которой повествование приобретало юмор и гротеск. Декорации на сцене не менялись на протяжении всей постановки. Перед тем, как вести рассказ, Сергей Донатович кратко и обстоятельно объяснял особенности эпохи (тот же дефицит товаров в советское время), а затем уже погружал читателя в саму историю.

На сцене же перед зрителем просто вывалили в кучу серию эпизодов, над которой надо думать самостоятельно — почему Сергей Донатович был равнодушен к выборам в «брежневское» время, чем чревата опечатка в слове «главнокомандующий» для журналиста. 

Из-за отсутствия атмосферности хромает мотивация героев. В частности, супруги Сергея Донатовича Елены. Создается впечатление, что ни с того ни с сего ей захотелось просто уехать в США.

Дополнительный сумбур внесла игра режиссера ЦСД Антона Бутакова, который исполнял главную роль. Как только он вырос на сцене из кровати, то сомнений в том, что он выиграет конкурс двойников Довлатова, не было. Но это впечатление было развеяно в первые полчаса с начала спектакля. Бутаков начисто опровергал слова Федорченко о стремлении показать «разного Довлатова». Он не был похож на неудачливого литератора и тем более на харизматичного рассказчика, которым можно было бы заслушаться. Впрочем, следует отметить, что роль рассказчика отвели второму, постаревшему по сюжету, Довлатову (менее похожему на оригинал в своем мешковатом костюме).

 Режиссер Алексей Федорченко: «В кино о войне для нашего государства главным стала лишь красивая картинка» В равной степени Бутакову не удалось изобразить неуклюжего ловеласа и ранимого человека, глубоко несчастного внутри (но на вопрос, отчего был несчастен Сергей Довлатов, спектакль ответа не дает). На регулярные запои литератора намекали лишь граненые стаканы и пустые бутылки, развешанные по периметру сцену (впрочем, этот интерьер мог иметь более глубокий смысл).

Режиссер ЦСД терял сходство с писателем, едва только начинал его играть, и это — главная проблема спектакля: постановка о Довлатове прошла без Довлатова (несмотря на два воплощения).

С другой стороны, схожая история с попыткой представить перед публикой образ любой известной персоны — как бы досконально не был собран материал, на выходе получается лишь версия автора постановок.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+