January 12, 2022, 12:50 PM
Елена Мицих

«Переселение на Урал ускорится»: репортаж с российско-казахстанской границы

После новогодних праздников на российско-казахстанской границе возле города Троицка Челябинской области стало заметно оживленнее. Если на прошлой неделе здесь встречались единицы машин в час, то теперь временами можно увидеть даже скопление грузовиков, частных автомобилей и коммерческих машин перевозчиков. В сторону Казахстана, по нашим наблюдениям, едет больше фур с номерами различных государств, в сторону России – преимущественно пассажиры.

Среди прибывающих в Челябинскую область есть граждане обоих государств. Большинство пересекают границу пешком, несмотря на метель и холод.

«Пропустили через границу без проблем. Когда в Казахстан ехала, спросили, куда еду, с какой целью, спрашивали имена родственников. А обратно просто сказала, что домой возвращаюсь, и прошла легко. Уехала я туда еще до Нового года, 28 декабря. Вообще в Рудном, где мы были, все спокойно», – охотно объясняет учащаяся челябинского вуза Кристина, которая только что заехала на южноуральскую территорию.

Студентка магнитогорского университета Диляра приехала из Рудного, где живет ее мать.

Девушка рассказала, что доехала с курьером до границы, но вот если раньше за дорогу до города назначения платила 4 тыс. тенге, то теперь дорога только до заставы обошлась в 6 тыс. Знакомые говорили ей, что цена за полный рейс, с провозом через пограничную территорию, выросла до 18 тыс. 

Сами пункты контроля и со стороны Казахстана, и со стороны России девушка прошла легко, так как имеет российское гражданство и вид на жительство в Казахстане. Даже ПЦР-тест предъявлять не пришлось.

«Нас остановили на посту, проверили документы, сфотографировали паспорт. А здесь должен знакомый встретить, – говорит Диляра. – Там, дома, у нас с 5 января интернета не было, а так все тихо-мирно. Интернет-магазины не работали – жалко, не получили свои посылки, которые еще до всех этих волнений заказали. Магазины закрывают раньше на час-два, вечером нельзя на улицу выходить, но все равно довольно спокойно».

По словам студентки и еще нескольких опрошенных прибывающих со стороны Казахстана, из города Рудный в Челябинскую и Свердловскую области уезжает много молодежи. Связывают это с нехваткой рабочих мест, низкими доходами и проблемами в социальной сфере.

Алена переехала из родного Кустаная в Челябинск два года назад. Сегодня встречала на границе сноху, которая возвращалась от своей матери после новогодних каникул.

«В Кустанае все тихо, хорошо. Сначала, правда, мы переживали и за нее, и у меня там еще отец живет. Не было связи, интернета, но мы дозвонились на домашний телефон, родные нас успокоили. У них там даже мародерства не было. Комендантский час, стоят блокпосты по городу, а так магазины и все остальное работает», – делится Алена.

Женщина рассказала, что решение о переезде в России семья приняла в основном из-за детей, так как образование здесь они считают более качественным, без обязательного насаждения казахского языка.

«Россияне жалуются на Путина, но у нас хуже было: Назарбаев больше воровал и складывал себе. Когда мы переехали в Россию, моему младшему ребенку было 5 лет и я смогла получить материнский сертификат, мы взяли ипотеку. Плюс помогают ребенка в школу собрать. На работу муж сразу устроился, я вскоре тоже, когда детей в детсад и школу определили», – рассказывает Алена.

Тем временем народ продолжает прибывать. Выходящих из приграничной зоны становится то больше, то меньше. Люди делятся на группы, дожидаются своих попутчиков и по пять-семь человек расходятся по ожидающим их микроавтобусам, на которых дальше поедут в Челябинск или Екатеринбург.

«Еду из Кустаная, я свердловчанин. Был там на поминках. У меня в Казахстане живут сестры, свидетельство о рождении показал, и пропустили на границе. Нормально там все, только больше раздувают. Я на севере [Казахстана] всегда был, и тут никто никого не притеснял. Говорят, что там какая-то национальная вражда – это все брехня», – эмоционально рассказывает на ходу к шаттлу до Среднего Урала мужчина с пышными седыми усами по имени Сартай.

 Без очередей, но с запретами: как работает пункт пропуска на границе Казахстана и Челябинской области (ФОТО) 

Водители такси, которые работают на приграничной территории, говорят, что среди их пассажиров пока больше россиян, которые возвращаются с отдыха, от родственников. Многие пассажиры делятся с ними переживаниями: планировали гостить дольше, но после событий в Алма-Ате и в других городах стали собираться в Россию.

«Интернета не стало – жизнь остановилась. Кто планировал вернуться 14-15 января, 5-го и сейчас вот поехали. Кому-то страшно там оставаться. Из России почти никого нет. Если бы упростили ограничения на границе, тут бы уже знаете какой поток шел?! На ПМЖ. Много кто живет ближе к Алма-Ате, Караганде, Астане – они бы уехали оттуда, да никак. Железная дорога не работает, межгород стоит. Вот они на чемоданах сидят. Как только границу откроют, они как переселенцы в Россию поедут, в основном русские», – говорят водители.

Под открытием границы они подразумевают прежде всего снятие антиковидных ограничений. Они были введены в разгар пандемии коронавируса. Как рассказывал ЕАН, проехать в соседнее государство можно только к близким родственникам, на работу или учебу. При этом спрашивают не только подтверждающие это документы, но и часто результаты теста на COVID. Некоторые из встретившихся нам сегодня путников сказали, что вместо ПЦР-теста подошел сертификат о вакцинации.

 «Теперь все будет хорошо, но заткните, пожалуйста, Жириновского»: столица Казахстана восстанавливается после погромов 

И взрослые, и молодежь из Казахстана преимущественно считают произошедшие в начале января события срежиссированными извне. По их мнению, сами казахи не способны громить свои же города, убивать земляков.

«В соцсетях многие блогеры пишут, что благодарны России за помощь. И всем очень жалко погибших. Ведь там так много молодых было – наши сверстники. Думаю, что люди изначально хотели провести мирный протест, но потом уже подключились мародеры и террористы, как говорят по телевизору. Скорее всего, так и было», – делится своим мнением студентка Ольга.

В Казахстане в эти дни работает политический обозреватель ЕАН Игорь Чукреев. В своих репортажах он рассказывает о жизни в городах, где еще несколько дней назад проходили митинги с применением оружия как со стороны их участников, так и силовиков. Напомним, что поводом для выхода людей на улицы стало резкое повышение цен на газ. Позднее появились политические требования. Президент республики Касым-Жомарт Токаев отправил правительство в отставку. В страну зашли миротворцы ОДКБ, в том числе из России.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+