October 28, 2022, 10:28 AM
ЕАН

Рита Потапова, рок-группа «Не Для Всех»: «Мы родом оттуда, где просто так можно получить только по морде»

Сегодня все меньше зарубежных артистов посещают концертные площадки Екатеринбурга. С одной стороны, музыкальная индустрия уральской столицы терпит убытки, с другой – это шанс для местных исполнителей уверенно заявить о себе и попытаться занять пустующие ниши. ЕАН совместно с Екатеринбургским рок-клубом и СВОБОДА Концерт Холл запускают серию интервью, чтобы познакомить читателей с творчеством уральских музыкантов. В первом выпуске проекта – история рок-группы «Не Для Всех» из Сысерти. О творчестве и коммерции, о границах между сценой и зрителем, об уральском характере и о том, как сохранить вкус к жизни в это непростое время, – в интервью с вокалисткой и автором песен Маргаритой Потаповой.

- Расскажите, как появилась ваша группа?

 - Все члены нашего коллектива – «потомки» креативного центра «Жара» в Сысерти. Одно время ему покровительствовала городская администрация. Во время расцвета всей этой неформальной культуры, когда стало очень прикольно, не имея музыкального образования, собирать коллективы и делать свою музыку в альтернативных жанрах, в нашем городе были инициативные ребята, которые послужили нам примером. Будучи выходцами из провинциального города, они добились успеха и заразили нас, тогда еще 12-14-летних подростков, этой идеей. Один из ярких примеров - активист креативного центра «Жара» Миша Ендза, впоследствии гитарист группы «АлоэВера». Или Миша Хусаинов – звукарь Земфиры одно время.

В моей семье всегда тоже были особенные музыкальные вкусы, там постоянно звучали «Браво», «Машина времени», The Beatles.

Все заглохло после неподконтрольного инцидента на фестивале «Жара – 3» в 2007 году. Мы росли, учились, работали и думали, что где-то там, в юношестве, потеряли время, но желание делать свою музыку сохранялось. Однажды обычным вечером мне позвонил наш нынешний ударник Саша и говорит: «Слушай, у тебя там вроде песни какие-то есть, давай привнесем что-то новое в свою нормальную жизнь». Я говорю, почему бы и нет. Вот так стихийно и образовался наш коллектив.

Шестого декабря 2020 года мы впервые вышли на сцену с собственным материалом. Это было в клубе 7|44 на фестивале «Поколение-Рок». На тот момент у нас была одна промофотосессия, одна колхозанская запись и ни одного концертного видео. 

Несмотря на то, что мы были уже взрослыми, нам пришлось выходить на площадку с начинающими музыкантами, 18-летними ребятами, потому что мы тоже были начинающими с чистого листа.

- У вас говорящее название, в целом характеризующее музыкальный жанр. Рок – не для всех. Но в роке сегодня очень много различных коллабораций, примесей, ответвлений. В связи с этим как бы вы охарактеризовали свою музыку? В каком жанре вы сейчас работаете?

 - Если взять и сравнить три песни из нашего репертуара, то складывается впечатление, что их исполняют три разные группы в разных жанрах, даже разными голосами. Мы вообще не заморочены на жанре. Сама подача и довольно бодрая музыка говорят о том, что это панк-рок, но это очень широкое понятие. Сейчас, например, мы начали работать над новым ЕРЕР Extended Play, мини-альбом длительностью не более 20 минут, который планируем выпустить в начале следующего года - там будут три абсолютно разные композиции, которые невозможно утвердительно назвать панк-роком. Как почувствовали, так и сыграли. Все зависит о того, чем вдохновились, какие возникли ассоциации. Мне кажется, что люди во всех ответвлениях индустрии становятся успешными в том случае, если делают что-то от души, как бы банально это ни звучало.

И «Не Для Всех» назвались потому, что в принципе всем нравиться невозможно. Но если человек для себя что-то находит в нашем творчестве, значит, мы не для всех, но для каждого лично. Под этим девизом мы и идем. Наша музыка не гонится ни за какими трендами – что захотели в этот момент сказать, то и сыграли.

- А как же заработок?

 - Коммерция – почти ругательное слово в музыке. Но что плохого, если артист своей музыкой зарабатывает деньги? Это же мечта каждого музыканта! Никогда не поверю, что кто-то этого не хочет. Мы-то вообще такие ребята, которые на энтузиазме. Мы нередко практикуем дружеские визиты – накормите, спать положите, не за свой счет приехали, и на том спасибо. Но творчество - это тоже работа, и она должна поощряться.





Считаю, что, если человек изначально сделал что-то от сердца, а у него потом это выстрелило и принесло заработок, это вообще огромная победа. Это нельзя осуждать. А если ты понял, что тебе, чтобы заработать денежек, нужно опопсеть и изменить себе, - это совсем другой разговор.

Мне кажется, что наибольший отклик у аудитории получают те музыканты, которым есть что сказать. Если же сказать нечего, но ты хочешь заработать, – это совсем другая история. 

Мы пришли в индустрию с некоторым опозданием, будучи уже взрослыми людьми, но мы знали, зачем мы идем. Нам есть что сказать. И была уверенность, что найдутся люди, которым это будет близко.

- Кто ваш нынешний слушатель?

 - Абсолютно разные люди. Изначально мы были уверены, что нас будут слушать девушки, потому что на вокале девушка и из-за соответствующей тематики. Но на самом деле у нас песни общечеловеческие, «унисекс».

Когда мы запустили первую таргетированную рекламу, мы увидели, что 83 % результативных переходов были от мужчин в возрасте 25 - 35 лет. Если же смотреть на людей, которые приходят на концерты в Екатеринбурге и подтягиваются к сцене в других городах, то это очень разные люди. Это может быть 14-летняя девочка с черными губами в балахоне до пола, а может быть и взрослый дяденька в пиджаке, который скажет: «Вы такие молодцы, я молодость вспомнил».

Если обобщить, то наши слушатели - это люди, которые, повзрослев, не перестали быть настоящими. Те самые, кто хранит в себе священное пламя безумия.

В пятидневку они одни, а в выходные ставят себе ирокез, надевают косуху и думают, что музыка – вот их самый главный кайф.

- Какой месседж вы несете своим слушателям?

- Сейчас покажу свою древность! Однажды Колян Наумов из сериала «Реальные пацаны» сказал: «Если у тебя есть месседж, то ты не лузер». Так вот у нас он как минимум есть! (Смеется.) Наш посыл – это наша искренность. Мы не выстраиваем жестких границ между зрителем и сценой. У нас есть цель максимально соединяться со слушателем. Мы транслируем этот посыл и в соцсетях, выстраиваем общение с каждым пользователем, как с близким другом, который тебя понимает. Пожалуй, на этом все и строится. Каждый, кто пришел на наш концерт, может считать себя нашим другом, потому что мы искренне ценим поддержку каждого человека. Однажды на конкурсе «Поколение рок», когда нас впервые чехвостило жюри, один из судей сказал, что нашу музыку никогда не продать, потому что сейчас это не круто.

Так вот, наша музыка для того, чтобы ее люди слушали, а не для того, чтобы нас кто-то покупал.

Чем дольше мы выступаем, тем больше понимаем, ради чего мы это делаем – ради людей, которые видят в нас таких же ребят, как и они сами.

- Устраиваете движи с поклонниками?

 - Мы, скорее, рады любому кипишу, который устраивают они. Куда бы нас ни позвали, если у нас есть возможность, мы приедем. Я испытываю огромную благодарность ко всем людям, которые нас поддерживают, и если есть вариант хоть чем-то их отблагодарить, выступить на их мероприятии, почему бы и нет. Например, Екатеринбургский рок-клуб. Это люди, которые очень нам помогают, особенно Мария Тарасова и Ольга Ланбин. И, конечно, если эти девочки спросят нас, сможем ли мы сыграть на каком-то их мероприятии, мы скажем: «Конечно! Сколько угодно!»

- Музыка – ваша основная профессиональная деятельность? Или вы занимаетесь чем-то еще?

 - Да, основная. Я ушла с обычной, человеческой работы, чтобы заниматься музыкой, потому что уже сложно было совмещать. Раньше я работала поваром, и бывало так, что стою я возле пицца-печи, а мне очень не вовремя приходит что-то на ум. Нужно бежать в курилку, записывать на диктофон то, что придумала. И, конечно, это отнимает много сил, когда ты весь день работаешь, а потом еще едешь на концерт. Поскольку мы не хотим быть гаражной группой выходного дня, хотим оттачивать свой навык, нужно было делать выбор. У мальчиков из группы еще есть другие постоянные работы, поскольку денег, которых хватало бы на жизнь, творчество не приносит. Но я знаю, что каждый из них искренне хочет, чтобы однажды это стало их основным делом. Я, помимо музыки, занимаюсь еще организационными и имиджевыми вопросами, поэтому мне совмещать совсем невозможно.

- Какая из ваших композиций является визитной карточкой группы? О чем она?

- Если верить статистике на стриминге, это песня «Не жалей», которая в нашей первой ЕР была последней. Забавно, что она была написана буквально за 4 минуты – общий костяк песни, который потом допиливался, был придуман внезапно. Она звучит не напряжно, по-современному. Видимо, в этом секрет. Если рассматривать композиции, на которые люди особенно бурно реагируют и просят исполнить на бис, то это песня «Живой». Она намного мелодичнее, чем стандартный панк-рок. Я точно знаю, что на концертах люди ее ждут, потому что они начинают шуметь с первых ее аккордов.

А однажды я поняла, что могу выкинуть микрофон в толпу, чтобы зрители спели. Это было на песне «Детка». Люди исполнили ее от начала и до конца.

- Вы выступали на одной сцене с именитыми музыкантами - «Аффинаж», ROCK-Privet, с титанами жанра - «Сплин», СЛОТ, STIGMATA. Кто из российских рок-музыкантов вас особенно вдохновляет? С кем из них вы хотели бы встать в один ряд?

 - С ранних лет меня вдохновляет Чача Иванов, солист «Наива». Исключительного ума человек, которым я восхищаюсь и согласна почти со всем, что он говорит и делает. Очень хочу однажды с ним поговорить. Для меня вообще очень важно понимать, какой музыкант человек.

Понятно, что сравнения неизбежны, особенно когда ты в начале пути. Но я думаю, что мы еще в состоянии поработать над собой, развиваться дальше и занять какую-то собственную нишу, иметь своего зрителя. В конце концов, хорошая музыка или плохая, решают слушатели, а не музыканты.

- Принято считать, что рок – это не музыка, это образ жизни и образ мышления. Каков он, нынешний уральский рокер? В чем проявляется его местный колорит?

 - Уральцев отличает работоспособность. Небольшая предыстория: так вышло, что точкой пересечения всех членов нашего коллектива стал город Сысерть. Но изначально я родом из Севастополя. Наш гитарист Ренат – из северного маленького поселка. Басист Алексей – со стороны Апатитов. А вот барабанщик Александр – единственный, кто родился в Сысерти, но при этом у него еврейские корни. Это я все к чему: несмотря на географию происхождения, наше взросление и становление происходило в небольшом уральском городе – мы очень хорошо знаем, что такое работать для достижения своей цели.

Мы из такой среды, где просто так получить можно было только по морде. А вот для того, чтобы получить что-то стоящее, нужно пахать.

Например, когда наш басист сказал своим родителям, что хочет играть на гитаре, ему ответили, что на гитаре уже играет его старшая сестра, а парню лучше пойти на завод. Он пять лет работал, чтобы с нуля создать и оборудовать свою репетиционную базу. Всем нам пришлось поработать, чтобы прийти к философии «жить по рок-н-роллу», чтобы у нас появились музыкальные инструменты, возможность ездить в другой город на уроки вокала.

Иногда понятие «уральский рок» звучит как клеймо.

Я не знаю, можно ли про наше творчество сказать: «Сразу слышно, они с Урала». Есть мнение, что уральцы – это стальные и пробивные люди, наши песни порой о чем-то грустном и депрессивном, но у нас все равно всегда есть свет в конце туннеля. Ответственность за него возлагается на слушателя. Хочешь, чтобы было нормально? Делай нормально! Это звучит по-уральски.

- Как вы считаете, музыка и творчество должны быть вне политики? Или рок – это всегда про то, чтобы отстаивать свою гражданскую позицию? Рок – это всегда протест?

 - Встречный вопрос: а что, у нас нечего отстаивать, кроме политических позиций? Очень нравится мне Дима Спирин из «Тараканов» того разлива, когда он выпускал не только песни для несогласных, а действительно о том, что важно и тревожит каждого. У него есть такая прекрасная песня «Собачье сердце», где он поет, что внутри у собаки такая же кровь, как у всех нас. Так вот это тоже призыв, протест против того, что отлавливают и отстреливают животных. Протестных тем очень много.

Музыкант - это человек, который должен нести что-то воодушевляющее со сцены, а не заражать болью и тревогой. Он должен быть не слева и не справа от политики, а над ней, быть правдивым певцом своего времени. 

Если человек искренне от сердца пишет песни, даже призывные на политическую тематику, пускай он это делает. Но если это делается только потому, что это модно, что это скачается, то это уже не творчество.

Тогда иди на трибуну, занимайся политикой, видимо, это твое призвание. Как правильно сказал Чупэ из «Смеха»: «Ходите на концерты, это объединяет». Порой это единственная возможность отвлечься от всего этого ада, выдохнуть. Потому что если все время только сидеть в комнате и слушать новости, можно сойти с ума. Безусловно, нужно быть осведомленным, понимать, что происходит в мире, но я считаю, что нужно разделять свою гражданскую позицию и роль музыканта.

Мое творчество вообще не про это. И я бы не хотела транслировать что-то тревожное, что-то действительно нагнетающее со сцены. Наша концепция в другом. Чтобы людям становилось легче, а не еще страшнее.

Я бы очень не хотела, чтобы из-за моей политической позиции зрители в зале, например, разделились на две половины и начали нападать друг на друга. Зачем? Пока они стоят и слушают песню «Живой», им всем от этого хорошо. А если я встану и сделаю вброс в виде своего офигенно важного мнения, возможно, начнется перепалка и кто-то получит по морде.

Мы с ребятами договорились сразу о том, что у нас не будет песен на политическую тематику. Через общечеловеческие темы тоже можно отражать реальность и отношение к происходящему. У нас было такое, что мы отказывались от выступлений в местах, в которых планировалось использование той или иной символики. Мы – музыканты, мы приехали топить не за чью-то идею. У нас одна-единственная идея - порадовать людей.



- В Екатеринбурге частичная мобилизация и отъезд мужчин за границу сказались на музыкальной индустрии. Недавно прошла информация о том, что в городе массово распадаются музыкальные группы и отменяются концерты. Ваш коллектив столкнулся с такой ситуацией?

 - Я не знаю, что должно произойти, чтобы наш коллектив распался. Правда. Непростое время, да, но наша группа функционирует, мы идем дальше. Планы есть, над ЕР работаем. У нас есть установка – пока мы можем, мы этим занимаемся. Человек делает выбор каждый день. Наш выбор - музыка.

- Если не музыка, то что? В какой еще сфере вы могли бы себя реализовать?

 - У меня интересная трудовая книжка из серии «стриптизер - директор банка – ныряльщик за жемчугом» (смеется). Там очень разные записи.

Например, я работала педагогом дополнительного образования, журналистом-печатником, поваром, администратором. Не пропаду, короче. Если вдруг так случится, что придется уйти из музыки и стать «нормальным человеком», то я запросто сниму «костюм рокера» и пойду работать.

- Где вас можно сегодня увидеть и услышать? Вы выступаете только по Уралу или уже гастролировали по стране?

 - Только по Уралу. Самая дальняя точка – Курганская область. Мы пока не замахивались на федеральный уровень. В первый год существования группы мы больше стремились к наработке концертного скилла, чем к работе над новым материалом. А сейчас уже можем и пожертвовать каким-то выступлением, чтобы сосредоточиться на работе над песнями. Чтобы ехать куда-то далеко и при этом не на фестиваль, а в тур, то нужна программа. А когда у тебя программа меньше, чем на час, то зачем? Всему свое время. Сейчас наша цель – наработка материала, с которым потом можно будет не только продвигаться в Сети, но и прокатиться по стране.

- Изменилась ли ситуация с посещаемостью концертных площадок? Зрителей стало меньше?

 - Не особо. Если честно, во времена пандемии с этим было тяжелее. Презентация нашей первой ЕР пришлась на тот период, когда на входах в заведения велась тщательная антиковидная проверка. Мы тогда очень сильно боялись. Однако результат превзошел все ожидания. Сейчас такое чувство, что народ уже просто пуганый стал. Мне кажется, что люди, которые занимаются и увлекаются рок-музыкой, получают на таких мероприятиях глоток свежего воздуха. Они не ассоциируют это с пляской на костях, а продолжают жить, пока живется.

А если послезавтра ядерный гриб? Сходи на концерт, пока можешь!

- Как вы относитесь к инициативе отменить новогодние мероприятия?

 - Я считаю, что мне никто не помешает поставить дома елку. И если у меня будет праздник в душе, то он будет и в моем доме. И так у каждого. Расстроюсь ли я, если по телевизору не покажут «Голубой огонек»? Нет. Это как если людям вдруг запретят жениться – они что, перестанут вместе жить от этого? Или перестанут любить друг друга? Когда-то и рок-музыку запрещали, но люди ее по подвалам слушали. Я думаю, что ничего не изменится. Возможно, отменят какие-то массовые гуляния, ярмарки, ледовые городки. Но это вряд ли повлияет на таких, как я, у кого Новый год – семейный праздник, когда все сидят за одним столом, чокаются, все в хорошем настроении.

- Какие уральские коллективы нравятся лично вам? Кого из них вы бы порекомендовали послушать нашим читателям?

 - Та «Агата Кристи», которая была с Глебом Самойловым. Его творчество мне очень импонировало. Слушаю песни из того отрезка, где «Веселый мир», «Триллер». Мне нравятся старые песни Бутусова – «Не остановиться», «Будь как Будда». Из величин, пожалуй, все. Если говорить о современных местных коллективах, то в моем плей-листе есть песни таких групп, как Mariel, «Четыре сыра», RAUS, Kennedy’s Killers, «Самый странный сюжет», SARA, Heal me... Всех не перечислить, я слушаю очень разную музыку.

- Как сохранить вкус к жизни в это непростое время? Совет читателям ЕАН.

- Жить, пока живется. Мы находимся в такой ситуации, когда практически невозможно строить планы, становится сложно понять - где хорошие, а где плохие. Бывает так, что хороших вообще нет и все слишком сильно перемешалось. Нужно стараться сохранить себя в этой ситуации. Важно понимать, что такова жизнь, что она в принципе продолжается. И нужно жить. Даже когда не хочется. Потому что ты все равно можешь делать что-то полезное. Не нужно упиваться страданиями и унынием, нужно искать выход. Оставляйте обязательно место для чего-то другого. Как говорил Курт Кобейн: «Все можно пережить, если подобрать правильную песню». 

Беседовала Мария Исаакидис

Источник фото: vk.com/ne_dla_vsex_band, Юрий Капустин
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+