July 25, 2022, 11:30 AM
Сергей Беляев

Тревожный звоночек: интервью с автором «запрещенной» книги о поволжских немцах Ольгой Колпаковой

В минувшие выходные стало известно об изъятии из библиотек в Свердловской области детской повести о поволжских немцах «Полынная елка». В произведении рассказывается о жизни семьи, которая пытается выжить в сибирской степи в годы Великой Отечественной войны. На протяжении пяти лет «Полынная елка» входила в список книг, рекомендованных для внеклассного чтения. Так было, пока не вышла экспертиза доцента УрГПУ Ивана Поппа.

Как могло произойти, что детская книга в одночасье оказалась в «черном списке», и чего за этим следует ожидать - это корреспондент ЕАН обсудил с автором «Полынной елки» Ольгой Колпаковой.

— К настоящему времени скопилась противоречивая информация. По нашим данным, свердловские власти не отдавали распоряжения об изъятии книг. Вы же говорили, что это все-таки происходит. Можете назвать конкретные случаи и примеры по изъятию «Полынной елки»?

—У меня есть конкретные примеры в городских библиотеках. Я звонила туда. К сожалению, я не могу назвать имена. Но мне известно, что к некоторым директорам библиотек обращались и их просили не распространять эту информацию среди сотрудников.

Мне известно, что часть библиотек просили показать распоряжение. Вместо этого методический отдел лишь дал пояснение, что книга искажает исторические факты.

Она теперь маркируется как «18+» и должна быть изъята из открытого доступа. Хотя для смены маркировки должно быть решение суда. Я не понимаю, как это могло произойти без экспертного мнения самих библиотекарей и педагогов.



— Что значит - убрать из открытого доступа?

— То есть чтобы книги не было на полке. Речи о полном изъятии не идет. Но в некоторых случаях произошли, видимо, перегибы и в библиотеках решили перестраховаться. Кстати, в школьные библиотеки, которые подведомственны свердловскому Министерству образования и молодежной политики, таких распоряжений не поступало. Там все в порядке.

— То есть книги убрали в библиотеках, которые подведомственны другому министерству?

— Решение выдало Министерство культуры Свердловской области. Я его не видела и сделала запрос в правительство области, чтобы ознакомиться с этим распоряжением.

  Ройзман пообещал распространить книгу о поволжских немцах, которую изымают из библиотек  — До включения в список книг для внеклассного чтения «Полынная елка» проходила какую-то экспертизу?

— В этом нет необходимости. В каждом издательстве есть консультанты и рецензенты. Кроме того, «Полынной елки» нет в списке книг для обязательного чтения. Те, кому она не нравится, могут с ней не работать. Это обычная художественная книга. Педагоги с ней работают уже пять лет, она выдержала три переиздания. «Елка» победила на конкурсе лучшей патриотической книги в номинации «Безруковский форпост». Ее перевели и на немецкий для российских немцев, которые живут здесь. Есть даже рабочие тетради. По ней учат историю военного детства.

— У вас есть информация, почему на ваше произведение обратили такое внимание? Может, кто-то пожаловался?

— Я не знаю. У меня есть подозрение, что существует какой-то список. Ну не может быть в нем одна маленькая детская книжка. Это так странно, что это началось с «Елки» и началось так серьезно, что даже не пригласили дополнительных экспертов. Я очень беспокоюсь за ситуацию, которую создает Министерство культуры.

Иван Попп - автор экспертизы о «Полынной елке». С ЕАН на эту тему общаться он отказался

— «Полынная елка» — это детская военная повесть. На ваш взгляд, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью обладает достаточной компетентностью, чтобы проводить экспертизу такого произведения?

— Каждый специалист может иметь свое мнение. Иван Попп может высказаться как историк, как педагог. Как филолог он уже несостоятелен. Но проблема в том, что Иван Попп несостоятелен и как историк. Он своей рецензией отменяет постановление XX Съезда КПСС, не признавая культ личности. Хотя это признается на государственном уровне.

В самом начале он пишет, что у книги отсутствует возрастная маркировка. Но это неправда. На всех книгах издательства маркировка ставится в обязательном порядке. Далее он выдергивает из контекста фразы и, например, приписывает мне как писателю слова художественных персонажей. Эту экспертизу нельзя назвать экспертизой.

Скрины экспертизы, проведенной Иваном Поппом

— Вы будете бороться за то, чтобы книга вернулась на полки?

— Сейчас издательство готовит соответствующее обращение. Над ним уже работают юристы. Так как экспертиза Ивана Поппа нанесла ущерб и моей репутации, и издательству, то книгу отдадут независимым экспертам. Планируется привлечь профессоров в области истории, лингвистики и филологии. Полученное заключение предъявят профильному министерству.

 Издатель «Полынной елки» готовит обращение из-за ущерба, нанесенного заказной экспертизой 

Источник фото: фото из личного архива Ольги Колпаковой,
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+