November 16, 2022, 08:38 AM
ЕАН

«Троллейбус – показатель статуса города»: активист - о том, для чего нужно сохранить электротранспорт в Оренбурге

Дмитрий Григорьев уже шесть лет работает водителем троллейбуса и знает, в чем его плюсы.

Троллейбусы с улиц Оренбурга исчезали медленно, но верно. Когда о полном отказе от электротранспорта заговорил глава города Сергей Салмин, общественность решила возразить, заявив, что областному центру нужны «рогатые». В противовес общественному мнению чиновники стали говорить об экономических показателях, нагрузке на бюджет и невысоком спросе на троллейбусы. Ученые засомневались в экологичности электротранспорта. Но все это пока не смогло переубедить оренбуржцев.

О том, почему стоит сохранить троллейбусы на улицах города и как это можно было сделать, ЕАН рассказал общественник, блогер и водитель троллейбуса Дмитрий Григорьев.

- Дмитрий, почему вы так трепетно относитесь к вопросу сохранения электротранспорта в Оренбурге?

- Наверное, все это идет из детства. Еще ребенком я был заворожен именно этим необычным транспортом. Из окна дома были видны троллейбусы, которые ходили по маршруту № 7. Недалеко было троллейбусное депо № 2, где работал друг отца. Он пускал меня в гаражи и в кабину. Тогда я решил, что вождение троллейбуса сделаю своей профессией.

Когда пришло время выбирать профессиональный путь, сомневался, стоит ли следовать за своей мечтой, но решил, что не изменю себе. Сначала работал кондуктором в троллейбусе, потом – диспетчером. В 2017 году я сел за руль троллейбуса в Оренбурге, а теперь уже четыре года вожу электротранспорт в Санкт-Петербурге.

- Городские власти и сами пассажиры говорят о сильной изношенности подвижного состава троллейбусного парка. По словам Сергея Салмина, на линии выходят только 25 машин. Почему, на ваш взгляд, на троллейбусы перестали обращать внимание?

- За время своей работы в областном центре я увидел как вполне успешные времена в истории троллейбусов, так и их угасание. Могу точно сказать, что за смертью электротранспорта в Оренбурге стоит исключительно равнодушие чиновников. Если бы на этот вид общественного транспорта обратили внимание чуть раньше, то спасти его не составляло бы никакого труда.

Судите сами. В последний раз троллейбусы в Оренбурге приобретались в 2013 году. Хотя еще при Мищерякове (Юрий Мищеряков – глава Оренбурга с 2000 по 2015 годы – прим. ЕАН) создавалась программа по развитию городского электрического транспорта в Оренбурге. Она должна была начать работать с 2007 года и подразумевала, что каждый год город будет покупать примерно по 20 троллейбусов.

В 2008 году удалось открыть маршрут № 6 по улице Комсомольской, в 2010 году был вновь запущен маршрут № 10 в зауральную часть города. Дальше было в планах восстановить «тройку». Но после 2015 года произошла смена власти и все забыли о троллейбусах. Запчасти закупались плохо, машин новых не поступало. Многие водители покупали запчасти для своих троллейбусов сами, чтобы работать на своей машине.

Вид оренбургских троллейбусов сейчас такой, потому что должным образом не производился и не производится ремонт машин, кузова сгнили из-за того, что машины обклеивали рекламной пленкой. У троллейбусного депо давно нет грамотного руководителя.

При этом технически возродить троллейбусы в Оренбурге довольно просто. В городе по большей части сохранили контактную сеть. Она висит на улице Шевченко, осталась на Карагандинской, где ходила «тройка», даже в Ростошах еще есть троллейбусные линии. Нужно только обновить сам автопарк.

- Но на это власти отвечают, что закупка новых троллейбусов – это очень дорого…

- Да, недешево. Но сегодня в модернизации электротранспорта заинтересованы на самом верху.

В октябре этого года спикер Госдумы Вячеслав Володин, рассматривая проект бюджета на 2023 год, предложил министру финансов Антону Силуанову, который докладывал в палате о проекте бюджета, поддержать предложение о выделении прямых субсидий регионам на замену трамваев и троллейбусов. 

Володин тогда сказал, что эта проблема касается более сотни российских городов, а цена на троллейбус достигла 30 млн рублей. Трамвай стоит в два раза дороже. Конечно, такие города, как Оренбург, вряд ли смогут позволить себе такие траты. Поэтому спикер призвал федеральный Минфин оказать помощь регионам. Володин так и сказал, что если утратим электротранспорт сейчас, то восстановить его уже будет невозможно, а на смену придут те же самые ГАЗели, которые приведут к транспортному коллапсу.

Кроме того, с 2019 года в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» можно получить финансирование на обновление городского пассажирского транспорта. В этом году новые автобусы для Оренбурга купили именно в рамках реализации нацпроекта, но почему город раньше не использовал эти возможности? Ведь обновлять троллейбусы можно было постепенно, чтобы не доводить до массового выхода из строя этих машин. Так делали многие российские города, но наш почему-то не пошел таким путем.

- Сегодня сомнению подвергают и тезис об экологичности троллейбусов.

- Здесь я готов спорить с учеными. Профессор ОГУ Николай Якунин говорит о том, что электротранспорт тоже загрязняет атмосферу, так как энергия для него вырабатывается той же Сакмарской ТЭЦ. Но ТЭЦ находится за городской чертой, и она будет работать независимо от того, будут ли по улицам Оренбурга ездить троллейбусы. А вот загазованность на городских дорогах за счет использования электротранспорта точно снизится.

Кроме того, электродвигатель намного долговечнее двигателя внутреннего сгорания, имеет больший ресурс. В троллейбусных парках есть практика: если у машины сильно проржавел корпус, но вполне рабочие «внутренности», их просто переставляют под более новый кузов, давая электродвигателю новую жизнь.

К тем же модным электробусам гораздо больше вопросов по экологичности, чем к троллейбусам: от проблемы утилизации огромных батарей до того факта, что для отопления салона там используют дизельное топливо. Плюс электробусу нужно регулярно заряжаться, уходя с линии, что приводит к перебоям с перевозками. Троллейбус питается от контактной сети, ему не нужно стоять в депо и заряжаться.

- Но оренбургские чиновники хотели избавить исторический центр города от «некрасивых проводов», мотивируя этим решение убрать троллейбусы из этой части Оренбурга…

- Да, пожалуйста. Убирайте провода из исторического центра, но это совсем не значит, что нужно убрать троллейбус как вид транспорта. В том же Санкт-Петербурге хорошо зарекомендовали себя троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Они могут до 30 км ездить без подсоединения к контактной сети. В таких троллейбусах есть аккумулятор, который накапливает энергию от сети. Как только маршрут доходит до точки, где нет контактной сети, троллейбус просто складывает «рога» и дальше едет как автобус. Отличное решение, но оренбургские чиновники даже не пытались найти альтернативу, проще все убрать подчистую.

- Несмотря на все минусы троллейбусов, оренбургская общественность выступает против того, чтобы убрать их с улиц. Вы - в их числе. Почему, по вашему мнению, нужно защищать этот транспорт?

- Минусов у троллейбусов не на много больше, чем у автобусов. Маневренность у них примерно одинаковая. Скорость движения современных троллейбусов может достигать 50-60 км/ч, если так разогнаться позволит улица. Про экологичность мы уже сказали.

Современный город не может быть без электрического транспорта, этому в доказательство выступает Европа. Сейчас многие европейские города возрождают электрический транспорт. В то время, когда в нашей стране в 60-80-е годы прошлого века шло быстрое развитие электротранспорта, в Европе избавлялись от троллейбуса и трамвая. А сейчас спустя многие годы там поняли, что за электрическим транспортом будущее.

 Оренбург против: активисты начали борьбу за сохранение троллейбусов через музей 

Совсем недавно в одном из городов Чехии было восстановлено движение троллейбусов спустя 50 лет. Городские власти Амстердама объявили о намерении заменить к 2030 году все автомобили и мотоциклы с бензиновыми и дизельными двигателями на электротранспорт.

Кроме того, наличие электротранспорта в городе – это своего рода подтверждение статуса. Ну как можно считать развитым город, где нет троллейбусов или трамваев? Он будет считаться провинциальным.


Есть у троллейбуса и своя эмоциональная составляющая. Для многих оренбуржцев это транспорт из детства, детям интересно, как он работает, как ходят штанги по проводам, как водитель управляет троллейбусом, что там постоянно щелкает в кабине. Они подходят, смотрят, и эти поездки запоминаются. Я думаю, каждый может вспомнить, как ездил в троллейбусе.

К этому виду транспорта совсем другое чувство, нежели к автобусу. Даже в фильмах раньше был какой-то акцент на троллейбусе. В том же «Берегись автомобиля», думаю, многие помнят сцену, как троллейбус гонится за «Волгой» по Москве.

- Вы создали петицию в защиту оренбургского троллейбуса. Думаете, это поможет?

- Рассчитываю на это. Сейчас ее подписали около 1500 человек – не очень много по сравнению с населением Оренбурга. Так или иначе планирую все это передать потом городским властям и депутатам. К сожалению, у меня нет возможности собрать подписи живьем, а не онлайн. Ведь старшее поколение, которое часто и дорожит троллейбусами, не смогут поддержать петицию в соцсети.

Когда читаю комментарии к петиции, то противников троллейбусов практически не встречаю. Более того, люди не хотят, чтобы по троллейбусным маршрутам ходили автобусы. Им нужны именно «рогатые».

В России уже есть положительная практика, когда горожане смогли добиться возрождения и сохранения электротранспорта. Остановить истребление троллейбусов удалось в Белгороде и Астрахани. Там народ тоже возмутился и стал отстаивать право на «рогатый» транспорт, и их услышали.

В Петербурге и Челябинске есть опыт передачи линий электротранспорта в концессию, привлекая частный бизнес в развитие общественного транспорта. Уверен, что при желании можно найти выход и для Оренбурга, не только сохранить в городе троллейбусы, но и дать этому виду общественного транспорта новую жизнь.

 Троллейбусу Оренбурга художники посвящают картины и граффити 

Записала Евгения Чернова

Источник фото: из архива Дмитрия Григорьева
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+