February 7, 2022, 07:30 AM

«В Оренбурге через 10 лет могут пропасть автобусы»: доктор технаук Николай Якунин о настоящем и будущем общественного транспорта

Зачем Оренбургу новая транспортная схема? Как выстраивать отношения между властью и перевозчиками, чтобы не страдали пассажиры? Нужно ли сохранять троллейбусы и внедрять электробусы? Эти и другие вопросы ЕАН задал заведующему кафедрой автомобильного транспорта ОГУ, доктору технических наук Николаю Якунину. Беседа проходила в конце января до того, как в администрации прошло заседание транспортной комиссии.

Электробус: модно и дорого

- Николай Николаевич, в этом году в администрации Оренбурга заявили о принятии новой транспортной схемы, по которой теперь будет работать городской общественный транспорт. Ее разрабатывали на вашей кафедре. Почему так важно было создать что-то новое?



- Печальная ситуация с общественным транспортом складывается, за редким исключением, почти во всех регионах страны. Мы проводили исследование по всей России, показавшее, что с 2014 года наблюдается четкая тенденция к снижению количества подвижного состава общественного транспорта. Причем оно идет с колоссальной скоростью. Если взять эту тенденцию, то уже к 2031 году в стране в целом и в Оренбурге в частности может вообще не остаться городского автомобильного пассажирского транспорта. И если не принять каких-то кардинальных решений, то так и произойдет.

Некоторые эксперты полагают, что в этот ноль страна выйдет уже в 2025 году.

Стоит отметить, что решать эту проблему городские власти пытались и раньше, заказывая разработки подобных схем сторонним организациям, в том числе и из других регионов. Но все они имели разную эффективность. Среди основных минусов, которые часто встречаются в таких проектах, – внедрение автобусов большой вместимости на все маршруты. Но здесь важно учитывать пассажиропоток: не все районы города обеспечены одинаковым числом пассажиров, пользующихся общественным транспортом.

На некоторых направлениях вполне достаточно будет и ПАЗа или его аналога, чтобы 100-местный автобус не возил воздух.

Еще один так называемый тренд – это электробусы. Их предлагают внедрять повсеместно, и Оренбург - не исключение. Но давайте посмотрим на экономику. Электробус стоит 30-35 млн рублей, на каждый маршрут должно выйти примерно в 1,6 раза больше этих машин, чем автобусов аналогичной вместимости, так как заряда их аккумулятора хватает только на определенный пробег, а на маршруте, к примеру, для непрерывного процесса перевозок должно быть 20 электробусов. Значит, 16 должны стоять на подзарядке, чтобы потом сменить машину, которая сойдет с линии из-за севшей батареи. Таким образом, если на маршруте перевозку пассажиропотока могут обеспечить два десятка 100-местных автобусов, то на этот же маршрут для такой же эффективности электробусов нужно поставить 36. При этом их цена в три раза выше, чем на автобусы – 30 млн рублей против 10 млн рублей за автобус.

Кроме того, есть и эксплуатационные затраты на этот вид транспорта – электроэнергия, труд водителей и прочее. На все это в год уходит почти в три раза больше денег, чем на закупку.

Наши коллеги из Тюмени подсчитали, что стоимость одного километра пробега на электробусе обходится примерно в 250 рублей. Для сравнения, километр на ПАЗе стоит около 60 рублей. Все эти затраты так или иначе включаются в тариф на проезд, то есть лягут на плечи пассажиров. Но насколько те будут готовы переплачивать за поездку на электробусе?

Есть вопросы и по экологичности такого транспорта. К примеру, силовое оборудование, которое стоит в таких машинах, не предназначено для работы при низких температурах, его нужно обогревать, а греют уже двигателем, который по старой привычке работает на солярке. И где тут экология?

Такие разработки вполне жизнеспособны при определенных условиях, и обычно они со временем становятся дешевле. Сейчас есть мода на экологичность, а все, что модно, всегда дорого.

Были, к слову, и вполне дельные предложения. К примеру, один из вариантов оплаты за проезд в городском общественном транспорте был привязан ко времени. То есть пассажир покупает билет, срок действия которого условно составляет полтора часа. И за это время он может ездить по любому маршруту с любыми пересадками, не доплачивая ничего дополнительно. Правда, сама пересадка уже представляет из себя неудобство.

Стереть и создать заново

- В чем основные отличия новой схемы от того, что было раньше?

- Скоро будут проводится новые конкурсы на организацию пассажирских перевозок в областном центре, для этого важно определить технологические показатели. Но со временем все сильно поменялось.

По реестру было 58 маршрутов, по части из них перевозчики не ездили, некоторые невыгодны с точки зрения экономики. Когда мы начали проводить анализ, то выяснили, что в городе всего 45 маршрутов из 58 можно считать относительно благополучными. Все маршруты мы прорабатывали с нуля, буквально брали чистую карту города без привязки к нынешним схемам и пытались проложить свои, чтобы жители могли добраться из одного транспортного микрорайона города в другой с минимальными затратами времени и максимум с одной пересадкой. Транспортный микрорайон – это остановочный пункт и прилегающая к нему территория, жители которой пользуются именно этой остановкой; их в Оренбурге 338, они очень разные по количеству проживающих там людей.

К примеру, в новом микрорайоне на северо-востоке Оренбурга с одной остановки в сутки могут уезжать около 4500 человек, а на Бердах – 126 человек.

В итоге получили 47 маршрутов, из которых 16 полностью совпали с теми, которые есть сейчас, 29 маршрутов, частично совпавших с существующими, и 2 совершенно новых.

В новой схеме нам удалось сохранить преемственность предыдущей транспортной сети - мы оставили маршруты, к которым уже привыкли люди. Но получилось и модернизировать ее за счет оптимальных изменений и добавления новых маршрутов. К слову, среди новых маршрутов появился «исторический», он пролегает по центру города и соединяет основные точки культурной и исторической части, включая улицы Горького, Красную площадь, Чичерина. Этот маршрут дает возможность доехать до обновленной набережной, которая становится центром притяжения общественности.

Второй маршрут затрагивает новые микрорайоны, оказавшиеся в стороне от основных транспортных магистралей, – улицы Транспортную, Рокоссовского (с выходом в центр города). При этом мы постарались не загружать центр транспортом, и нам это, кажется, удалось.

В итоге при сокращении количества маршрутов на 11 единиц мы увеличили их общую протяженность почти на 100 км, обеспечив горожанам поездки практически без пересадок. И мы не исключаем, что оптимизация маршрутов продолжится в будущем.

Троллейбус: быть или не быть

- Учитывает ли новая схема такие вопросы, как вид автобусов? И принимались ли во внимание пожелания горожан?

- Что касается мнения жителей, мы запросили в администрации информацию о том, какие жалобы и пожелания на общественный транспорт поступают. Мы изучили 3500 обращений, но выяснили, что в основном людей беспокоит не вопрос того, какие автобусы и по каким улицам ездят.

Людей волнует качество перевозок: что поздно вечером сложно уехать из тех или иных районов, что водители ведут себя неподобающе или нарушают правила. Все это - не про транспортную схему.

Если говорить о подвижном составе, то на этом этапе в схеме ничего не говорится о том, какие автобусы будут обслуживать новые маршруты, с каким интервалом будут ходить. Для начала важно было понять, где ездить, а уже потом – как это делать. Но такую работу мы уже ведем - это называется технологический расчет. Как только он будет закончен, можно будет включать определенные позиции в конкурсную документацию для перевозчиков. Другими словами, как только город поймет, где и какие автобусы будут ездить и с какими интервалами, он сможет требовать это от перевозчиков. А те, в свою очередь, будут понимать, какой работы от них ждут и как ее будут оценивать.

- Нужны ли Оренбургу троллейбусы, о которых так много говорят в последнее время? С одной стороны, они действительно старые и неповоротливые, но любой разговор об их ликвидации вызывает бурю народного возмущения.

- Чтобы понять, нужны ли городу троллейбусы, нужен точный технологический расчет. Если станет ясно, что в Оренбурге по конкретным маршрутам лучше всего пассажиров будет перевозить транспорт вместимостью 100 и больше пассажиров, тогда уже можно рассматривать и троллейбусы как вариант.

Что касается экологичности троллейбусов, то это заблуждение. Экологическая характеристика этого вида транспорта ниже, чем такой же показатель автобуса на метане. Если сжечь один кубический метр метана в ТЭЦ и передать его в виде электричества на колеса троллейбуса, то мы получим коэффициент полезного действия 21-25 %. А если сжигать этот же метан напрямую в двигателе автобуса, то КПД возрастает до 30 %.

От гонки за пассажирами пора уходить

- Какова вероятность того, что власть и бизнес смогут договориться о качественной работе и начнут понимать друг друга в вопросах пассажирских перевозок?

- Вероятность очень высока, но для этого нужно вести постоянный диалог. Здесь важно понимать, что в работе общественного транспорта особое значение имеют два важных блока – организация перевозок и экономическое обоснование. Они тесно связаны между собой и зависят от того, по какой модели взаимодействуют перевозчики и органы власти.

Одна из них – та, которая сегодня превалирует в Оренбурге, мы зовем ее моделью 90-х. В ней все финансовые риски в транспортном процессе завязаны на уровень «водитель – пассажир»: чем больше пассажиров перевезет водитель, тем больше денег он получит. Из этих денег он платит за автобус, гараж, топливо, ремонт, остальное оставляет себе. В итоге водитель замотивирован только на одно – собрать как можно больше пассажиров, пренебрегая всем, чем только можно, в том числе качеством перевозок и безопасностью. Этому давно пора положить конец.

И есть еще одна модель – брутто-контракт. В этом случае все деньги, которые поступают от пассажиров, должны в безналичной форме (это важно для прозрачности и контроля) консолидироваться на одном городском счету. Плюс бюджет, без него мы никуда не уедем. Эти два источника финансирования формируют фонд. В зависимости от того, насколько качественно перевозчик выполняет свою работу, он получает оплату из этого фонда. Причем в критерии качества и эффективности закладываются такие параметры, как работа в утренние и вечерние часы, количество нарушений ПДД, жалобы от пассажиров. Только тогда перевозчики будут мотивированы на качество и это будет экономически выгодно.

- Мы говорим о модернизации сети общественного транспорта, но сколько людей в принципе им пользуются? Можно ли как-то мотивировать людей на поездки в автобусах?

- Мы изучали этот вопрос и вывели 12 критериев, исполнение которых может способствовать отказу от личного транспорта в пользу общественного. Из них самое большое влияние - у стоимости проезда на транспорте общего пользования в сравнении с такой же поездкой на машине. Разница между ними, по мнению опрошенных, должна быть существенной. Второе – это время в поездке, которое также должно быть существенно меньше, чем на личном транспорте. И даже при исполнении всех 12 позиций только 12 % опрошенных согласились променять свое авто на автобус. Остальные не сделают это ни при каких обстоятельствах, так как им важнее другое: престиж, статус и личный комфорт. В настоящее время транспортом общего пользования в Оренбурге пользуются около 20 % его жителей (с вариацией в будние, субботние и воскресные дни).

К слову, если в 2015 году в Оренбурге совершалось 124 миллиона поездок на общественном транспорте в год, то сейчас их всего 60 миллионов - снижение больше чем в два раза. Но это не значит, что пора отказываться от системы общественного транспорта, при должном к нему внимании он просуществует еще долгое время.

Евгения Чернова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42 

Источник фото: ЕАН, Администрация Оренбурга, ОГУ
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+