November 29, 2021, 04:52 AM
Елена Мицих

Замгубернатора Челябинской области Евгений Голицын: турбулентность власти отражается на настроениях населения

В Челябинской области после завершения цикла крупных избирательных кампаний (в Законодательное собрание Челябинской области, Государственную Думу РФ) началось формирование нового состава регионального Избиркома. Срок полномочий действующего органа истекает в декабре. Наиболее вероятным будущим руководителем называют заместителя губернатора Евгения Голицына. Центральная избирательная комиссия уже поддержала его кандидатуру на выдвижение по квоте губернатора. В интервью ЕАН Евгений Викторович рассказал о своем видении работы комиссии, а также об опыте кураторства южных территорий региона на нынешнем посту.

«Одна из проблем – недостаточная квалификация членов участковых избирательных комиссий»

– Евгений Викторович, как и в связи с чем было принято решение о вашем выдвижении в новый состав Облизбиркома?

– Такое решение принял губернатор Алексей Текслер. Я член команды губернатора и, конечно, согласился. Поставлена задача организовать работу так, чтобы выборы проходили без лишних судебных разбирательств. Решения, которые принимаются комиссиями, должны быть выверенными.

– Что для этого, на ваш взгляд, нужно сделать?

– Нужно будет разбираться на месте. По итогам сентябрьских выборов в регионе работала Центральная избирательная комиссия, они свои выводы представили. Один из них – это недостаточная квалификация членов участковых избирательных комиссий. Изменения в законодательства вносятся в последнее время достаточно часто. Учитывая, что эта работа не основная, а периодическая, то не всегда люди оказывались готовы к существующим условиям.

– К тому же сейчас выборы проходят в три дня, и тут тоже немало нюансов…

– Да, это использование сейф-пакетов, требование к сейфам, обращению с камерами, вплоть до того, куда они должны быть направлены.

Видимо, кто-то не достаточно ответственно подошел к этим вопросам. Рассчитываем новым составом комиссии сделать все, чтобы повысить уровень подготовки к следующим выборам. А у нас далее планируется только одна крупная кампания – довыборы в Законодательное собрание по округу, где Владимир Павлов ушел в Госдуму. Есть время до сентября над этим поработать.

– Какие еще будут задачи у избиркома в период, когда нет крупных кампаний?

– На муниципальном уровне каждый год проходят выборы и депутатов, и глав. Последние в нашей области в основном на конкурсной основе, но региональная избирательная комиссия следит, чтобы своевременно назначались эти процедуры, оказывает методическую помощь.

– В каких из ваших подведомственных территорий планируется смена глав?

– На днях прошло предварительное заседание конкурсной комиссии по выборам главы Увельского района. Документы подали действующий руководитель и еще один кандидат. Прошла проверка их документов, они допущены до второго этапа конкурса. До конца текущего года это единственная кампания по южному кусту муниципалитетов. Будет целый ряд конкурсов глав сельских поселений. Но это непрерывный процесс: кто-то увольняется, кто-то переезжает, у кого-то заканчивается текущий срок полномочий.

– Говоря о нарушениях, которые в последнее время чаще всего допускают члены комиссий, прежде всего запомнились случаи с надомным голосованием, когда в результате разбирательств аннулировались бюллетени на всем участке. Почему именно это процедура, на ваш взгляд, оказалась такой проблемной? Связано ли это с активной позицией участников выборов?

– У нас выборы традиционно проходят с привлечением большого количества наблюдателей. Учитывая, что сентябрьские выборы были федерального масштаба, почти все партии направили своих представителей. Объемы надомного голосования были связаны с пандемией. Задачей комиссии, в том числе, было правильно опечатать сейф-пакеты. Где-то это не было сделано качественно, где-то подписи отсутствовали тех членов избирательной комиссии, которые должны были расписаться. Областная избирательная комиссия принимала верные решения: чтобы не ставить под сомнение результаты выборов, на тех участках, на которых были выявлены нарушения, аннулированы результаты надомного голосования.

– Достаточно ли, на ваш взгляд, обновление состав областной комиссии?

– Пока юридические процедуры еще не завершены. 25 ноября депутаты согласовали членов комиссии по своей квоте, ожидается, что губернатор подпишет постановление о назначении – по своей. После этого, в декабре, состоится заседание нового состава комиссии, на котором будут приняты решения по назначению и руководителя, и заместителя, и секретаря. В целом станет понятен полный состав.

– Имеет ли значение партийная принадлежность при назначении на руководящие посты в избирательную комиссию?

– Я не состою ни в одой партии, у меня нет конфликта интересов.

– Как вы думаете, отличается ли работа на постах заместителя губернатора и руководителя региональной избирательной комиссии по уровню напряженности, эмоциональной отдачи, уровню публичности?

– Время покажет, каковы отличия. Я думаю, что везде есть свои нюансы. Когда идут избирательные кампании, там уровень напряжения не меньше. Работа замгубернатора более операционная, но в территориях постоянно возникают ситуации, на которые надо оперативно реагировать: где-то насос на станции перегорел, где-то дороги перемело или с электричеством перебои.

Сейчас идет кампания по вакцинации, отрабатываем с главами, чтобы у всех жителей малых населенных пунктов был доступ к прививке. Закончилась перепись населения. Задача региональной власти была организовать этот процесс, чтобы получить качественный срез данных о населении и тех условиях, в которых проживают люди.

Еще одна общая важная задача – подготовка и проведение выборов, обустройство и оснащение участков мебелью, техникой. Были замечанию к внешнему виду таких помещений: отсутствие внешнего или внутреннего ремонта, например.

– Как было в Кунашакском районе, верно?

– Да, я об этом говорю. Есть помещения, в которых давно проводили голосование, но со временем в связи с недосмотром, со сменой собственника возникли проблемы. Бывали случаи, когда на территории не было ни одного подходящего муниципального помещения, и пришлось открывать избирательный участок в ресторане.

Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

 «Оппозиция должна быть в любом случае»

– Рассматриваются ли претенденты на ваш пост в правительстве региона?

– Пока рано об этом говорить. Надо дождаться сначала постановления губернатора о моем назначении в избирком.

– У вас достаточно широкий и специфический фронт работы, за вами закреплено много муниципалитетов, вы погружены в их повестку, знаете положение дел. И при этом они, за редким исключением, как например Троицк или Брединский район, работают достаточно стабильно и не попадают в скандальную повестку.

– На юге области есть территории, в которых традиционно все удачно выстроено: и система власти, и позитивное отношение населения, а есть те, где в связи с личными или объективными причинами смена руководителей проходила достаточно часто. Эта турбулентность отражается и на населении. Там, где, как правило, руководители работают как минимум по два созыва, система работает стабильно, формируется качественный профессиональный состав как в самой администрации, так и в депутатском корпусе, есть диалог с общественностью.

В Троицком городском округе у депутатов с главой непростые взаимоотношения, достаточно сложные выборы были в Брединском районе.

Но оппозиция должна быть в любом случае: на то и щука нужна, чтоб карась не дремал.Критическое отношение и оценка действий глав должны проходить через обсуждения. Где оно конструктивное, там и работа идет. А если депутаты говорят: дайте нам по миллиону рублей и больше нас ничто не интересует, – это не конструктивно. В тех муниципалитетах, где к участию в программах финансирования относятся серьезно и комплексно, обсуждают в том числе выделение средств в рабочем порядке, не ради популизма, там таких тем не возникает.

Но вот Миасс у нас в регионе славится конфликтами. Можно многое обсуждать внутри Собраний депутатов и не выносить это в публичную повестку. Есть программы, в том числе и по городской среде (по примеру «Комфортная городская среда», – прим. редакции), позволяющие реализовывать проекты, которые депутаты обсуждают с жителями. И не требуется на это дополнительного выделения каких-то «депутатских» денег, это мое личное мнение. Надо активнее работать над проектами, использовать возможности инициативного бюджетирования. Да, это достаточно сложно, но депутаты должны помогать в этом инициативным группам жителей. Для того они и избираются, чтобы формировать и помогать оформлять эти идеи, пожелания. Многие проблемы так могут быть решены.

– Тут, очевидно, включается механизм вовлечения жителей в решение их проблем, а значит, повышается и их личная ответственность?

– Те проекты, в которых люди поучаствовали деньгами или собственными руками, и живут дольше. И появляются там, где действительно востребованы. Можно проследить на примере ТСЖ в многоквартирных домах: где люди заинтересованы, там и территории ухоженные, и детские площадки оформлены, и машины лишние во дворы не заезжают. А где нет самоорганизации, там и с управляющих компаний спроса нет.

– Кстати, многие главы муниципалитетов говорят об оттоке населения, прежде всего из сельских поселений. Людей не устраивает и качество инфраструктуры, и проблемы с работой. Основываясь на своем опыте работы с территориями, какой набор мер вы считаете эффективным для исправления ситуации?

– Состав населенных пунктов со временем меняется – это естественный процесс. Сейчас техника становится более производительной, один комбайн, условно говоря, заменяет десять старых тракторов. Меняется структура сельского хозяйства, его производительность. При Петре Ивановиче (Петр Сумин, бывший губернатор Челябинской области – прим. редакции), были надои 3,5 тыс. литров, а сейчас уже за 10 тыс. литров. И это влияет на количество рабочих мест.

Происходит укрупнение территорий. К тому же, в небольших населенных пунктах сложнее обеспечить и экономический, и уровень социального комфорта. В маленькие пункты бизнесу заходить невыгодно, так как расстояния доставки большие, а прибыль маленькая. В Нязепетровском районе был населенный пункт, жители которого обслуживали железнодорожную дорогу. Когда этой работы не стало, было принято решение переселять людей.

Задача власти – обеспечить жителей рабочими местами. Для этого разработана программа «Комплексное развитие сельских территорий». Это закрепление жителей на селе, повышение уровня комфортна там, где есть сельскохозяйственные или перерабатывающие предприятия, где людям есть вокруг чего объединяться. Соответственно, там и детские сады, и клубы работают, дороги, коммунальные сети протягиваются, появляются игровые, спортивные площадки, хоккейные коробки.

– В этом году жители поселков Джабык и Запасное, пострадавших от масштабных пожаров, говорили, что хотят остаться на родине, начать все с нуля, отказывались переезжать, хотя могли бы. При этом многим приходится ездить в другие поселки или Карталы на работу и возвращаться домой. Значит, села остаются востребованными?

– Многие не готовы жить в больших городах и уезжают, наоборот, в малые. Массового оттока населения нет. Но молодежь часто хочет попробовать свои силы в мегаполисах. Поступают в высшие учебные заведения, потом не все возвращаются. Часть пытаемся привлечь обратно за счет программ «Сельский врач», «Сельский тренер» и так далее.

Кстати, если говорить о Джабыке и соседних поселках, там повышается транспортная доступность: губернатор попросил президента, и тот выделил средства на строительство дороги. 

Дороги, вода, свет – народ привык к этим благам. Но не всегда инфраструктура успевает за ростом потребностей.В этом году было жаркое лето и в некоторых территориях водопроводы не справлялись. А ведь раньше у людей не было центрального водопровода, все имели свои колодцы и скважины. Народ предъявляет повышенные требования к качеству воды. Начинаются проверки, которые выявляют проблемы. У нас в области есть несколько районов, где существует нехватка подземных вод. Так, Октябрьский район качает воду из Троицкого. В некоторых случаях жители должны понимать, что мощностей водопровода хватит только на питьевое водоснабжение, а технической водой они должны обеспечить свои хозяйства сами, например, для полива огородов. Люди не всегда понимают, что подача ресурса субсидируется из бюджета района, и это довольно дорого.

Поэтому сельские территории будут жить и развиваться, но учитывая тенденции, о которых я сказал.

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+