October 16, 2020, 12:43 PM

Белую башню в Екатеринбурге отдали под картины о жизни «синих», «центровых» и «уралмашевцев»

На выставке «Эдеммаш» в здании бывшей водонапорной башни УЗТМ, более известном екатеринбуржцам как Белая башня, на суд зрителей выставлены художники, живущие и связанные с районом Уралмаш. Организаторы выставки решили донести до горожан и гостей Екатеринбурга, что район Уралмаш — не только индустриально-криминальный район, но и место, где жили и живут много творческих людей, в том числе художников.

Впрочем, красной линией выставки в итоге стали именно промышленная и криминальная истории района. К примеру, одна из художниц, Елена Бронто, написала картины по жутким историям, которые услышала от родителей и друзей: например, мужчина пошел по грибы и нашел труп, или водитель решил подвести двух попутчиков и его задушили ремнем безопасности.

 «Эдеммаш» в прекрасной Белой башне (ТРАНСЛЯЦИЯ) 

Одна из ярчайших экспозиций находится в самой верхней локации — над баком башни. Вокруг полусферы — макушки бака —художник Егор Горе Вастов в жанре ацтекской живописи нарисовал истории из жизни трех легендарных организованных преступных группировок: «синих», «центровых» и «уралмашевских». Название работы — «Городская легенда».

На ней Егор изобразил главных героев криминального Екатеринбурга с конца 80-х по 2002 год. Художник рассказал нам историю, которую изобразил на своей работе.

Фреска начинается с персонажей, играющих в карты.

Олег Вагин, бывший спортсмен, сделал капитал на карточных играх и собрал преступную группировку из единомышленников, других бывших спортсменов. Они назвались «центровыми» по месту дислокации, занялись рэкетом и сбытом цветных металлов. Они же позже организовали бизнес-клуб «Глобус» и первое местное казино «Катариненбург».

После «центровых» художник изобразил группировку «синих»:

«Воры в законе назвали себя так по цвету покрывающих их татуировок. Основные их активы были в Нижнем Тагиле, и когда их интересы столкнулись с интересами «центровых», они отступили», — рассказал ЕАН художник Егор Вастов.

После «синих» изображена ОПГ «Уралмаш», организаторы которой — братья Цыгановы, бывшие спортсмены. Открылся конфликт по финансовым интересам с «центровыми», но «уралмашевцы» не хотели уступать. В 1991 году киллер «центровых» убил старшего из братьев.

"Киллер взял в прицел окно его кухни. «Уралмашевцы» отомстили убийством Вагина, для организации которого забрали автомобиль у местного жителя. Мужчину приковали к батарее в штаб-квартире, чтобы решить, будет ли он жить, в зависимости от успеха операции. Убийство произошло, и хозяина автомобиля закопали в лесу", — поделился Егор Вастов.

«Уралмашевцы» победили «центровых» и получили все их имущество, но вскоре лидера — теперь уже младшего брата — задержали и поместили под стражу. В ответ члены ОПГ «Уралмаш» обстреляли из гранатомета здания местных РОВД и Белого дома (1993 год).

После обстрела Белого дома у «Уралмаша» возник конфликт с одним из лидеров «синих». Три киллера отправились к его дому, чтобы взорвать в подъезде бомбу, но она сработала при установке, буквально у них в руках. Один умер, другой сбежал, а третий оказался в больнице. Там он, думая, что умирает, исповедовался — в подробностях рассказал все оперативникам. Правда потом он все равно сбежал.

После лидер ОПГ «Уралмаш» вышел на свободу и сбежал в Турцию, а его место занял Александр Хабаров. Держал курс на легализацию действий группировки, создал ОПС — общественно-политический союз. Активно помогал антинаркотическому фонду, а в 2002 году стал депутатом. Но в 2004 он собрал в центре города местные криминальные структуры и призвал их противостоять вторжению московских.

После такого открытого участия в криминальной жизни на него завели уголовное дело по другому поводу и задержали. В январе 2005 года Хабарова нашли повешенным в своей камере. Умер ли он по своей воле, неизвестно до сих пор.

«Сразу захотелось расположить историю по кругу внутри этого бака. Композиция текста или изображений, идущих по кругу, — привычный глазу символ. Такие религиозные фрески, например, в разных культурах изображают цикличность истории и человеческой жизни.

В культуре ацтеков люди жертвовали собой и другими людьми, чтобы жизнь продолжалась. Восхождение на трон нового правителя, праздники и военные события ацтеки сопровождали жертвоприношениями с большим количеством крови: кровь сама по себе была символом жизни», — поделился с ЕАН художник Егор Вастов.

Экспозиция будет располагаться в Белой башне ближайшие две недели. О том, как попасть на экскурсию, можно узнать в инстаграме @peredviznitsy. Одевайтесь теплее, в Белой башне отсутствуют коммуникации.

Александра Аксенова

Источник фото: Фото: Илья Нагибин, Егор Васов
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+