November 28, 2023, 10:56 AM

«Без камер для проверки ОСАГО вернемся в 90-е»: глава Союза автостраховщиков рассказал о новых тарифах и услугах

Уже в будущем году в России запустят систему проверки с камер наличия страховки ОСАГО. Но это не сделает полисы дешевле. Ведь из-за подорожания запчастей и проблем с логистикой резко выросла и средняя выплата по ОСАГО, и средняя стоимость полиса обязательной «автогражданки». О рынке страхования автогражданской ответственности, о том, как сделать страховку для праворуких машин дешевле, ЕАН рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

- Видим, как увеличилась цена полисов ОСАГО. Запланировано ли еще повышение цен?

- Повышения цен на ОСАГО не происходит уже несколько лет. С тех пор, как в начале 2019 года началась реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО, Центральный банк несколько раз расширял тарифный коридор - как вверх, так и вниз. В результате стоимость обязательной «автогражданки» все сильнее зависит от индивидуальных параметров водителя, приобретающего страховку: аварийные водители в целом начинают платить больше, безаварийные - меньше.

Эта реформа стимулировала конкуренцию между страховщиками за безубыточных клиентов. В результате средняя цена полиса ОСАГО держалась практически на одном и том же уровне несколько лет.

Конечно, после резкого скачка стоимости запчастей и начавшихся проблем с их доставкой в 2022 году резко выросла как средняя выплата по ОСАГО, так и средняя стоимость полиса обязательной «автогражданки». По данным РСА, в октябре 2023 года средняя выплата по ОСАГО достигла нового рекорда и впервые превысила 100 тыс. рублей, составив 100 698 рублей. Средняя премия в октябре 2023 года составила 7901 рубль, она снизилась на 0,7 %, или на 55 рублей по сравнению со средней премией в сентябре 2023 года, а по сравнению с январем 2023 года средняя премия в октябре снизилась на 1,7 %, или на 134 рубля. Это небольшое, но снижение происходит тоже из-за конкуренции страховщиков за безаварийных клиентов: несмотря на то, что рост средней выплаты давит на тариф, конкуренция за хороший портфель заставляет страховщиков сдерживать рост цен.

- Автомобильный рынок, очевидно, сильно изменился, и на дорогах стало ощутимо больше машин с пробегом по Японии, но не по России. И автовладельцы отмечают, что на «праворукие» машины страховка стоит дороже, чем на обычные. С чем это связано?

- У страховщиков есть право при расчете тарифа применять факторы, которые могут зависеть от марки и модели автомобиля. Если какой-то страховщик устанавливает более высокий тариф для какой-то конкретной марки/модели автомобиля, это означает, что, по его расчетам, автовладельцы, ездящие на этих автомобилях, более аварийны либо этот сегмент несет большие убытки.

Могу предположить, что в случае с праворульными автомобилями страховщики оценивают потенциальную убыточность выше, потому что новых запчастей на такие автомобили либо вовсе нет, либо они стоят очень дорого, в результате и ремонт такого автомобиля обходится очень дорого.

Одной из мер, которая может решить эту проблему, является легализация существующей практики, когда праворульные автомобили ремонтируются восстановленными автозапчастями, то есть бывшими в употреблении. В будущем году ассоциация планирует разработать предложения, которые поможет реализовать эту меру. Это позволит сделать стоимость ОСАГО для праворульных автомобилей ниже.

- Среди автомобилистов ходят интересные слухи, что из-за дорогого ОСАГО у многих автомобилистов нет полисов, а еще часть ездит с фальшивыми. Собирается ли у вас в ассоциации такая статистика?

- Прямо собрать такие данные вряд ли возможно, но есть экспертные оценки, в соответствии с которыми количество водителей, которые ездят без полиса ОСАГО или с фальшивым полисом, составляет в среднем 5-7 %. В некоторых регионах этот показатель может быть меньше, в других — больше, но нигде он не превосходит 10 %.

 «Все равно что откусить себе ногу»: автоюрист рассказал о перспективах отмены обязательного ОСАГО 

- Когда же заработает электронная фиксация нарушений, связанных с тем, что владелец не застраховал машину?

- С 2024 года, и мы тоже очень ждем этого нововведения, особенно на фоне рассматриваемого сейчас в Госдуме законопроекта об отмене обязанности автовладельца предъявлять полис ОСАГО при постановке автомобиля на учет. 

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет сейчас всего 800 рублей, а водитель, который ездит без полиса, ставит под угрозу имущественные интересы потерпевших в ДТП: в случае, если он станет виновником аварии, потерпевшему придется взыскивать с него причиненный ущерб в порядке гражданского судопроизводства. Не надо думать, что человек, решивший «сэкономить» несколько тысяч рублей в год на полисе ОСАГО, имеет достаточно средств, чтобы заплатить несколько сотен или десятков тысяч рублей потерпевшему в ДТП.

Без введения проверки при помощи камер наличия ОСАГО у автовладельца мы рискуем вернуться к возникающим при ДТП разборкам на дорогах, характерным для 90-х.

- Наши уральские регионы чем-то выделяются на общестрановом фоне по части ОСАГО?

- Практически все регионы Уральского федерального округа входят в «зеленую» зону рэнкинга регионов РСА — зону с минимальными рисками мошенничества в ОСАГО и с хорошими основными показателями: частотой страховых событий, долей водителей с минимальным КБМ в регионе и пр. Последнее место в «желтой» зоне (то есть находится де-факто на границе с «зеленой» зоной рэнкинга) занимает лишь Челябинская область.

 Вкалывают камеры, а не человек: в росте количества дорожных нарушений «обвинили» фотовидеофиксацию 

- Одна из новаций этого года — урегулирование ДТП через Госуслуги, в электронном виде, без визитов в ГИБДД. Это востребовано у автовладельцев?

- Мы видим, что популярность электронных сервисов в целом сильно растет. На примере электронного ОСАГО видим, что его оформляет сейчас более 60 % автовладельцев, а когда-то это было заметно меньше половины автолюбителей. Вот и количество направленных страховым компаниям через приложения электронных извещений о ДТП в августе 2023 года составило 2 тыс. штук, тогда как в августе 2022 года их было зафиксировано только 500. Таким образом, мы зафиксировали рост количества электронных извещений в четыре раза.

По состоянию на конец ноября количество автовладельцев, воспользовавшихся подачей заявления о ДТП страховщику онлайн, составило более 4,5 тыс. штук. Думаю, динамика по росту различных электронных сервисов, в первую очередь способствующих росту клиентского сервиса страховщиков, - это тот драйвер на ближайшее время, который повысит ценность страховых продуктов, сделает страховщиков более интересными для людей, более оперативными, быстрыми и понятными.  

Юлия Литвиненко

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+