December 8, 2023, 11:34 AM

Экс-директор «Смысловых галлюцинаций» Олег Гененфельд: «Когда чиновники судят о величии поэтов, получается кошмар»

В России готовится большой гастролирующий фестиваль в честь 25-летия с окончания съемок культовой картины «Брат-2». Во всех крупных городах страны на сцену выйдут рокеры, чьи песни звучали в легендарном кино режиссера Алексея Балабанова. Организатором фестиваля в Екатеринбурге станет экс-директор группы «Смысловые галлюцинации» Олег Гененфельд. Спецкорреспондент ЕАН Павел Пивоваров встретился с одним из соавторов текстов хитов «Розовые очки», «Звезды 3000» и ряда других и пообщался о причинах распада легендарного коллектива, увековечивании рок-имен в топонимике Екатеринбурга и курьезах из истории группы.

 О грандиозном фесте в честь «Брата-2» и «Смысловых галлюцинациях»

 

- Начнем с самой свежей темы. В честь 25-летия фильма «Брат-2» осенью будущего года в крупных городах страны пройдет волна фестивалей. Известно, что в Екатеринбурге при помощи современных технологий по Плотинке будет «гулять» главный герой дилогии Сергей Бодров. Это будет графика на экранах, приближенная к реальности. Какие еще сюрпризы планируются?

- Есть большая вероятность, что этот тур начнется в 2024 году именно в Екатеринбурге. Сейчас над организацией фестиваля работают компания NСA, которая всегда занималась проведением таких туров, связанных с фильмом «Брат-2», телекомпания СТВ продюсера Сергея Сельянова, выпустившего и создавшего эти фильмы. Дело в том, что саундтрек «Брата-2» выпускала в свое время компания Real Records, которая исчезла и никому не передала свои авторские права и каталог. То есть сейчас официально саундтрек фильма «Брат-2» купить нельзя. Поэтому к данному фестивалю будут заново выпускать саундтрек «Брат-2» со всеми песнями, там прозвучавшими. Есть вероятность, что какие-то песни будут перепеты, переиграны, что-то добавится – одним словом, концептуальная работа уже ведется, результат должен получиться интересным и вдохновляющим. Эти изменения не только связаны с отъездом части артистов из страны, но и хочется вдохнуть в этот очень понятный и стабильный проект новую жизнь и энергию. Может, это вообще будет трибьют-проект. Что касается исполнения песен тех артистов, что не в России (Земфира*, «Би-2»** и «Сплин»), то песни отсутствующих групп будут играть музыканты оркестра, а петь будут зрители. Кстати, фестиваль «Брат-25» в Екатеринбурге мы хотим посвятить 65-летию Балабанова, оно как раз отмечается в 2024-м. Так что все может получиться довольно символично: старт юбилейного тура культового фильма с родины режиссера в год его юбилея))).

Среди версий причин распада группы «Смысловые галлюцинации» (слышал от одного из музыкантов коллектива) есть и такая, что это произошло из-за «культа личности одного человека», в частности Сергея Бобунца. Говорили, что при записи последних альбомов не учитывалось мнение других участников команды и якобы в последнее время Буба гнул лишь свою линию. Насколько это правильно?

- Я не думаю, что это так. Правда, конечно, в глазах смотрящего: каждый видит то, что он хочет видеть. Я никогда такого не замечал. Буба не был диктатором, в творческом отношении особенно. Наоборот, он всегда допускал и стимулировал творчество вокруг себя. Он очень хотел, чтобы все участвовали в творческом процессе, и иногда как раз именно из-за пассивности музыкантов в группе возникали какие-то скандальные ситуации. Так что это чушь.

- Прошло шесть лет с момента распада коллектива. Наверное, уже можно об этом говорить. Какие все-таки, на ваш взгляд, причины распада?

- Все течет, все меняется. Сложно назвать одну все объясняющую причину. Как всегда, жизнь оказывается немного сложней. На мой взгляд, причины были естественными, все произошло вовремя и довольно мягко. Как и любые другие люди, я сожалею порой об этой утрате, но одновременно благодарю Вселенную за то, что в моей жизни случилось то, что случилось.

Я рад, что, потеряв группу, нам удалось не потерять себя. Мы смогли сохранить отношения, не скатились к склокам и претензиям. Это сложно – найти себя заново, но, если это удается, ты становишься антихрупким.

- Если все же уточнить про причины распада конкретнее? Вы - одна из самых популярных российских групп...

- Нет никакой конкретики. Процесс распада был растянут на два года. Всем все было понятно. Никаких ярких событий в этой связи не происходило. Причина распада – это, скорее, накопление противоречий и разное видение будущего участниками.

- За время существования коллектива происходило много веселых ситуаций. Расскажите какую-нибудь...

- У музыкантов есть такая поговорка: «Вспомнить есть что, а рассказать нечего» (улыбается). Но тем не менее одну историю я вспомнил. Место действия - город Бишкек, середина 2000-х годов (год 2005-й примерно). Из Екатеринбурга в столицу Киргизии летал самолет раз или два в неделю. Суть в том, что мы туда прилетели с группой, а чтобы улететь на самолете обратно, нам нужно было ждать четыре дня. Такой вариант нас не устраивал, и нам предложили поехать на поезде, который идет три дня. Мы согласились. Это был ноябрь или март - точно не помню. В Бишкеке, когда мы садились в вагон, была хорошая погода (+ 10, +12 градусов). Постепенно мы начали осознавать, что происходит вокруг. Ближайшей границей была граница с Казахстаном. Там проводились таможенные мероприятия, и в вагоны стали заглядывать люди в киргизской милицейской форме. А у нас двое музыкантов где-то кутили, когда утром они пришли на свои места, то легли на нижней полке в купе даже без постельного белья.

На столе стоял коньяк. И нам тогда правоохранители – киргизский полковник и с ним трое автоматчиков: «Аа, вы распиваете алкоголь? Ну все, собираемся! На следующей станции выйдем, снимем вас с поезда». Мы им: «Зачем выходить?» А нам в ответ: «Так вы же нарушаете». Я предложил поговорить в тамбуре. Спрашиваю, чего он хочет, чтобы мы спокойно возвратились домой. А он говорит: «Сам думай».

Я пошел ва-банк и решил дать ему 20 долларов, у меня как раз была одна купюра. К моему удивлению, этот полковник согласился. Я ему говорю: «Вы можете мне гарантировать, что я сейчас вам даю 20 долларов и к нам никто после этого не заходит?» Он такой: «Да, все так и будет». Зашел в вагон, всем музыкантам руки пожал и попрощался. На следующей станции они вышли из вагона. Если бы они вышли с нами, сняв нас с поезда, могли бы появиться новости с заголовками: «Группа «Смысловые галлюцинации» пропала без вести».

 Едем дальше. С первого по третье купе - это наши, возле проводников. Мы всегда брали три купе. Мы с Бубой ехали вдвоем в купе, а на верхних полках располагались кофры. В этот раз они были в другом месте. На каждой станции в вагон набивалась куча народу с баулами, хотя все места были заняты. Проводники были в курсе, так что схема перевозки грузов у них была отработанная. И в какой-то момент киргизский проводник открывает наше купе и говорит людям, что есть свободные места. Я ему: «Они не свободные, мы их выкупили. Вот у нас билеты». Он в ответ: «Но на них же никто не едет». В итоге мы взяли кофры и положили на эти места. Купе не закрывалось. Мы ходили в туалет по очереди.

 Чародеи уральского экзистенциализма: репортаж с рок-экскурсии «Вечно молодые из Свердловска». ФОТО В первом купе клавишник и саксофонист группы Костя Лекомцев спал на нижней полке, а под ним лежал уголь, которым топился вагон. И когда нужно было подкинуть уголь, Костю будили. Когда проезжали через Казахстан, за окном ударил мороз -30 градусов. Оказалось, что вагон «заточен» под незаконную перевозку различных товаров через границу - там между стенами были убраны различные утеплители. Везде лежали баулы с контрабандой, и когда за окном ударил мороз, а уголь под Костей Лекомцевым закончился, то стало очень холодно. Прошли тогда лишь сутки, а нужно было ехать еще двое. Один из туалетов в вагоне был закрыт, и мы ходили во второй. У меня был ключ от поезда (подарок от одной проводницы). Когда мы на второй день пришли в прежде работавший туалет, то в нем был замерзший гейзер из унитаза, в котором застыли отходы жизнедеятельности. Пол был весь залит застывшей желтой жижей. Когда все это увидели, то решили посмотреть, что во втором туалете. Мы его открыли, а он весь заставлен сумками до потолка. Может, там и был унитаз, но его не было видно. Я перекрыл ключом входы в вагон со всех сторон, и мы все собрались в одном купе.

Надели все свои одежды, завернулись в одеяла, а для согрева у нас был коньяк. Но когда в вагоне сутки минусовая температура, то ничего уже тебе не поможет согреться. И в таком виде мы приехали на российскую таможню. Заходят в вагон российские таможенники и видят, что мы, как суслики, сидим в одеялах, с красными носами и ушами, и изумленно спрашивают: «Вы группа «Смысловые галлюцинации» что ли? Что вы делаете в этом поезде?» Отвечаем с ребятами, что едем из Бишкека. А нам таможенник: «Это же адский поезд. На него не надо садиться никогда». Такое вот целое кино приключилось (смеется).

 О скандале вокруг «Сансары» и «Чайфа» и судьбе здания Свердловского рок-клуба

 

- В музыкальной среде из-за поляризации общества на фоне спецоперации происходят различные неблагоприятные процессы. Например, в Ельцин Центре был отменен концерт группы «Сансара» после обращения главы «Лиги безопасного интернета» Екатерины Мизулиной. Она написала в соответствующие органы о позиции группы по поводу происходящего на Украине...

-  Мизулина? Даже не слышал о таком. Обвинили в этом почему-то лидера «Чайфа» Владимира Шахрина. Не знаю почему. Он высказал свое мнение насчет этого. С его мнением я, в принципе, согласен. (Из скриншота комментария лидера «Чайфа» видно, что он спросил у Гагарина: «Чей Крым?» Затем раскритиковал его за отъезд из страны и критику СВО - прим. ЕАН) И Шахрина после этого вместе с Бегуновым обвинили в доносах на «Сансару». Но что он там мог донести? (смеется). Что касается «Сансары», то если бы Саша Гагарин хотел провести свой концерт в Екатеринбурге без скандала, нужно было делать это не в Ельцин Центре, потому что любители Ельцин Центра постарались. Думаю, что Мизулина не с ровного места сорвалась (были доброжелатели, которые писали письма). И сложились два отрицательных момента: во-первых, Гагарин покинул страну, не скрывая причин, во-вторых, еще и Ельцин Центр. Думаю, что, если бы он решил провести концерт в любом другом городском пространстве, никаких проблем бы не было.

- Екатеринбургская епархия заняла бывшее помещение Свердловского рок-клуба. Насколько, на ваш взгляд, правильно, что нет штаба для молодых групп, где бы они могли репетировать...

Такой штаб никому уже и не нужен. Вадик Самойлов сколько предлагал восстановить рок-клуб. Кто-то восстановил? Где сейчас эта потребность? В советское время было понятно, для чего нужен рок-клуб. В те времена надо было прорываться сквозь чиновников. Нужна была организация, которая являлась бы «отбойным молотком» для проходчиков. А сейчас зачем? Как только рок-клубовские группы стали получать гонорары и собирать стадионы, то им сразу перестал быть нужен рок-клуб.

Рок-клуб был нужен, чтобы вывести их в люди, пропихнуть на фестивали, в СМИ. Тогда все это можно было делать только через организацию, связанную с комсомолом или партией. А сейчас кто тебе и в чем мешает? Подавай заявки на фестивали, выступай, привлекай аудиторию - все в твоих руках. 

Думаю, что не нужна эта организация в том виде, в котором она была. Кстати, передача здания, где располагался рок-клуб, имеет историческую подоплеку. Возвращали РПЦ ту собственность, которая была отобрана во время революции. Нынешние владельцы находятся в поисках средств на реконструкцию здания и совсем не против выделить комнату для музея СРК. Рок-клуб занимал в этом ДК лишь одну небольшую комнату. Так что не место влияет на судьбу больших проектов, а люди, которые занимаются их реализацией. Вот о людях и следует помнить в первую очередь.

 Об улице памяти Кормильцева и памятнике в честь Балабанова

- Хотелось спросить про увековечивание уральского рока в топонимике города. Переименование одной из улиц в Рок-клубовскую, как предлагали ранее, так и не произошло. Нужно ли снова запустить этот процесс?

-  Я бы хотел, чтобы улицы назывались в честь людей, связанных со свердловским роком. Например, в честь поэта, автора песен «Наутилус Помпилиус» Ильи Кормильцева. Неоднократно пытались и ничего не переименовали? Капля камень точит. Знаешь, практика показывает, что, когда есть повод какой–то (в 2026-м году будет, например, 40-летний юбилей рок-клуба), тогда что-то и происходит. Можно объявить этот год (2026-й) Годом уральского рока в Свердловской области и в его рамках провести ряд мемориальных мероприятий: поставить памятник Балабанову возле Свердловской киностудии, назвать улицу в честь Кормильцева.

- Может, власти так уклоняются от переименования городских объектов в честь Кормильцева из-за того, что в своих текстах он поднимал темы обличения чиновничества, которое мало изменилось со времен советской номенклатуры?

Честно говоря, я вообще сомневаюсь в том, что чиновники знают, о чем писал Кормильцев, и в том, что они штудировали его книги. Они знают, что он автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус», издатель и переводчик.

Как-то мне ныне депутат Госдумы, а в прошлом вице-губернатор Сергей Бидонько сказал, что фигура Кормильцева не так значительна, как фигура того же Высоцкого, чтобы в честь него называть улицы…

- По сравнению с Бидонько точно мала. Он, конечно, «великий» специалист в области поэзии, прямо крупнейший. Видишь, когда чиновники судят о величии поэтов, артистов и музыкантов, получается кошмар. 

Беседовал Павел Пивоваров

*Земфира внесена Министерством юстиции РФ в реестр иноагентов 

** Егор Бортник (Би-2) внесен Министерством юстиции РФ в реестр иноагентов 

Источник фото: Ирина Кинзабаева и из архива Олега Гененфельда
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+