August 18, 2022, 06:40 AM
Елена Мицих

Главный разговор с главой района Челябинской области: «После соглашения с Минобороны мы сможем вкладываться в инфраструктуру поселений»

Информационное агентство «Европейско-Азиатские Новости» продолжает проект «Главный разговор» – серию интервью с руководителями министерств и муниципалитетов. Владимир Пупырев возглавил Чебаркульский район Челябинской области в 2020 году, до этого с 2015 года был районным депутатом от Тимирязевского сельского поселения. Он рассказал ЕАН о ситуации в сельском хозяйстве, об основных проектах этого года, а также прокомментировал срыв сроков строительства образовательной организации в деревне Сарафаново и протечку кровли школы в деревне Боровое.

– Владимир Леонидович, каковы основные и самые крупные, якорные проекты или задачи реализуются в этом году в Чебаркульском районе?

– Наш район сельскохозяйственный, представлен в основном предприятиями аграрной отрасли, производства различной сельхозпродукции. Одна из главных целей – вовлечение в оборот неиспользуемой земли. В этом году нам удалось разработать порядка 1600 га. И еще есть куда расти. Востребованность земли очень высокая. Есть даже конкуренция.

– В сфере сельского хозяйства сейчас больше трудятся средние и крупные предприятия или частное фермерство тоже развивается? Как население в этом задействовано?

– У нас есть и крупные сельскохозяйственные предприятия (например, «Чебаркульская птица», четыре организации молочного животноводства), и крестьянско-фермерские хозяйства, и индивидуальные предприниматели. Они выращивают пшеницу, производят молоко и мясо. Много личных подсобных хозяйств - люди занимаются заготовкой сена и зерна для своих нужд. Площадь таких ЛПХ превышает 6 тыс. га.

Вообще на сельскохозяйственной отрасли сказались годы засухи и пандемии – у нас приостановились крупные инвестиционные проекты.

По решению губернатора на поддержку в период засухи в области было выделено 500 млн рублей. Благодаря этому мы не только сохранили, но и нарастила поголовье: плюсом 352 молочных коров. Благодаря таким решениям перспективы есть. Идет заготовка кормов, началась уборка урожая.

– Люди уезжают в большие города?

– Да, есть такая проблема, но мы стараемся решать ее комплексно. Людям нужна развитая инфраструктура, дороги, благоустройство, уличное освещение. Мы стараемся уделять большое внимание и работе учреждений культуры. Район постоянно участвует в программе инициативного бюджетирования. Это ежегодно около 11 млн рублей на все поселения.

Важно, что работа у людей есть. У нас действует муниципальная программа поддержки малых предприятий, в которой предусмотрен комплекс мер.

– Людям важна и доступность медицины. Каково положение дел в этой отрасли?

– Обеспеченность врачами во врачебных лабораториях составляет 6,11 человек на 10 тыс. населения (всего 16 человек), средним медицинским персоналом – 34 человека на 10 тыс. населения (89 человек). 

В последние годы одной из наиболее острых проблем становится дефицит медицинских кадров. Ситуация в районе практически не меняется к лучшему. Так, в Варламовскую врачебную амбулаторию требуется заведующий и два врача, в Тимирязевской амбулатории свободны ставки четырех врачей, также в Кундравинской – четыре ставки и в Травниковской – три. В целом требуется 13 врачей разной специализации. Кроме этого, не хватает 15 фельдшеров, в том числе в ФАПах 11 человек.

Село не привлекает для жизни и работы молодежь, которая больше карьерных и социальных перспектив видит, конечно, в городе. 

Тем не менее по программе «Земский доктор» во врачебных амбулаториях на конец 2021 года работают четыре врача и по программе «Земский фельдшер» - три фельдшера на должности заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами. В 2021 году во врачебные амбулатории района по программе «Земский доктор» пришли два участковых врача, которые получили единовременные компенсационные выплаты по 1,5 млн рублей. По программе «Земский фельдшер» приступил к работе фельдшер на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в деревне Десятилетие, который получил единовременную выплату 750 тыс. рублей.

– Район славится еще и своими живописными видами - здесь много лесов и более 30 озер. Как развивается туристическое направление?

– Да. Важная задача – развитие туристического кластера. И тут нам в помощь - соглашение губернатора Челябинской области Алексея Текслера с Министерством обороны Российской Федерации по передаче части земель сельских поселений, коммунальной инфраструктуры из ведения Минобороны в муниципалитет. Многие базы отдыха в районе находятся как раз на таких землях. Это более 15 объектов на берегу Восточного Кисегача, плюс на озерах Большой и Малый Сунукуль, Большой Баляш. Они работают с 1960-х годов, но пользование участками юридически не оформлено. Соответственно, нет развития, нет от них налогов. Теперь они смогут провести реконструкцию, заняться новым строительством, участвовать в региональных и федеральных программах поддержки туристических объектов. Решение этих вопросов позволит повысить инвестиционную привлекательность территории.

 Минобороны России уступило челябинскому городу спорные земли 

Для нас важно и то, что в муниципалитет перейдут населенные пункты. Это Барановка, поселок Ключи и ДОС-2.

Люди там не могут оформить в собственность недвижимость, а мы не имеем права вкладываться в инфраструктуру, строить и ремонтировать дороги, организовывать газоснабжение, обслуживать линии электропередач и так далее. Объекты формально до сих пор находились на территории военного полигона. 

Например, туда попадало кладбище Непряхинского сельского поселения. Теперь мы сможем оформить правоустанавливающие документы на этот участок.

– Люди наверняка ждут решения от местных властей?

– Да. Но наши полномочия были ограничены.

– Какой срок отведен на то, чтобы уладить все вопросы и завершить передачу земель и объектов?

– Эта работа уже началась, и, я думаю, в течение следующего года проблема должна решиться. У нас при участии областного Министерства имущества разработана дорожная карта. Работой руководит вице-губернатор Александр Богашов. Сейчас стоит задача определения границ населенных пунктов Ключи, ДОС-2 (Бишкиль) и Барановка. Ну и так называемая курортная зона: Непряхинское поселение, наши озера – туристические кластеры.

Недавно встречались с коммунальщиками Министерства обороны, составили план, обозначили цели для его выполнения и передачи сетей на наш баланс. Часть СНТ «Звезда» попадает под ликвидацию. Ищем пути решения.

Город Чебаркуль чуть раньше начал заниматься этими вопросами, там принят Генеральный план. Их основной объект, который находился в ведении Минобороны, – это поселок Каширина.

– В каком состояние жилой фонд, который будет передаваться району, и готов ли муниципалитет к затратам?

– Мы сейчас оцениваем состояние объектов, их износ. Понятно, что привести в один день все в нормативное состояние средств нет. Будем обращаться в область для поддержки. Главная задача – поставить эти объекты на кадастровый учет. После этого у нас появится право направлять деньги на их развитие. Например, в ДОС-2 до сих пор действует мазутная котельная. В Барановке угольная котельная для отопления домов. Мы заинтересованы быстрее туда провести газ. Но пока там земля не наша.

Кстати, еще одна важная проблема района – это газоснабжение. Сейчас это всего 51 %. К примеру, Непряхинское поселение остается без газа, и это тормозит развитие туристического направления. Есть поселения, которые процентов на 30-40 газифицированы.

– В тех населенных пунктах, где сейчас отсутствует газификация, население отапливает дома дровами?

– Используют и печное, и электрическое отопление. 

– Что именно предпринимает район для решения проблемы?

– Сейчас ведется два проекта по подводящему газопроводу в деревни Щапино - Барсуки, Горки - Ступино. Это Травниковское сельское поселение и Сарафановское сельское поселение. Для Непряхинского получено техусловие на присоединение к сетям, составлен теплотехнический расчет потребности объемов газа. В рамках государственно-частного партнерства решается вопрос софинансирования. Стоимость оценивается в 15 млн рублей. Это дорого для района. Мы обсуждали этот вопрос с губернатором, он дал поручение найти решение. Работаем над этим.

Идет активная подготовка к зиме. Сейчас буквально по всему району объявлены концессионные соглашения по коммунальным сетям, ищем инвесторов. Но я, могу честно сказать, горжусь, что у нас есть свои коммунальные предприятия, которые сформировались давно, нормально работают.

Сейчас основная задача – это проектирование, чтобы войти в областные и федеральные программы реконструкции инженерных сетей. Проблем еще очень много в жилищно-коммунальном хозяйстве. В том числе это тарифообразование, неплатежи населения. Работаем!

- Какие крупные инфраструктурные проекты реализуются в этом году?

– Сейчас по федеральной программе «Чистая вода» строится водопровод в поселок Бишкиль. Его стоимость составляет более 9 млн рублей. В этом году работы закончим.

Еще один значимый проект – строительство Сарафановской средней школы с детским садом, которое идет с 2019 года. При поддержке губернатора и областного Минстроя проекту дали вторую жизнь, начались подвижки в работах. Надеемся, что объект будет сдан к 1 сентября следующего года. Сама строительная часть должна быть закончена к Новому году.

– Район контролирует работу подрядчика?

– Конечно. Буквально на днях пришли документы из повторной госэкспертизы. Было много вопросов к первому проекту. Пришлось вносить коррективы, в том числе в стоимость. Получилось небольшое увеличение, потому что многое было не учтено в первом документе.

– По школе в Боровом принято решение более основательно отремонтировать кровлю здания. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Я считаю, что ситуация по Боровской школе не была критической. Это самый новый объект среди образовательных учреждений, введен в эксплуатацию в 1998 году. С тех времен район вкладывал много денег в исправление ошибок строительства. Ремонтировали крышу, окна, отмостки. В этом году еще до посещения школы депутатом Госдумы Яной Лантратовой был намечен ремонт кровли, у нас есть соответствующие документы. Изысканы средства – 2 млн 200 тыс. Там активно идут работы, на днях они будут закончены. Говорю ответственно: школа не в аварийном состоянии.

Да, крыша требует капитального ремонта. Мы не вошли в программу потому, что она начала действовать только с 2021 года. Чтобы в нее попасть, нужно порядка 14,5 млн рублей на проектно-сметные документации, это по всем объектам района. Только акт обследования здания стоит от 300 до 500 тыс. Без него не начать выполнять ПСД. Но с Министерством образования есть договоренность о софинансировании этих затрат, чтобы мы могли попасть в программу капремонта образовательных учреждений.

– Как идет приемка школ?

– У нас завершается приемка школ. Больших замечаний не поступало. В плановом режиме все готовятся к учебному году. Думаю, что и Боровская школа тоже будет готова к 1 сентября.

– В начале сентября ожидается не только начало учебного года, но и единый день голосования. Чебаркульский район один из немногих муниципалитетов Челябинской области, где сохранились прямые выборы глав. Многие не хотят возвращаться к этой системе, в правительстве региона говорят о большей эффективности конкурсного отбора. Вы сами выбрались по конкурсу. Какова ваша позиция в данном вопросе? Что эффективнее?

– У Чебаркульского района есть опыт конкурсного отбора кандидатов. Я считаю, что это нормальная практика. Я за такую систему. Есть возможность оценить профессиональную подготовку кандидатов, их деловые качества.

Что касается электорального вопроса – нельзя сказать, что люди не участвуют в выборах по конкурсу: у нас есть сельские советы депутатов, они работают. Их мнение обязательно учитывается при подборе кандидатов. Как показывает опыт прошлых лет, все претенденты – со своих территорий. Никто не приезжает со стороны.

Другой момент – выборы затратны в плане финансов. В сентябре у нас две кампании: плановая в Кундравинском сельском поселении и внеплановая в Тимирязевском. Нужно собрать 12 избирательных участковых комиссий, напечатать бюллетени, обеспечить транспортом.

– Как у вас складываются отношения с депутатами и общественниками?

– Хорошая поддержка есть от районного Собрания депутатов. Я сам был депутатом в предыдущем созыве. Уже второй год мы практикуем выезды главы района в поселения вместе с депутатами района и сельскими избранниками. Все мои заместители и руководители управлений администрации принимают активное участие в депутатских комиссиях, работают с запросами. Напряженности нет, работа слаженная и конструктивная.

Активно взаимодействуем с Советом ветеранов. Долгое время его не было в Тимирязевском сельском поселении, но весной там приступил к работе новый руководитель. Мы активно участвуем в пленумах Советов ветеранов.

Ежегодно собираемся с Советом почетных граждан, подводим итоги и выслушиваем проблемы. Работаем с Общественной палатой.

– Люди могут открыто говорить вам о проблемах? Нет такого: «Боюсь начальника, лучше промолчу»? И как вы на это реагируете?

– Нормально реагирую. А как иначе? Если не услышишь о проблеме снизу, сверху ее не увидишь и не решишь. Активно используются и социальные сети для обратной связи. Мы на такие вопросы реагируем. Критика тоже бывает полезна.

– Вы являетесь членом партии «Единая Россия». А как складываются ваши взаимоотношения с другими политическими объединениями?

– Я являюсь членом партии еще с момента ее образования. Я никого не отталкиваю, мы всегда на связи. Ко мне приходят решать вопросы из жизни района представители и «Справедливой России», и ЛДПР, и КПРФ.

– То есть в жесткую оппозицию они не встают?

– Нет. Все конструктивно настроены, в том числе и по выборам.

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+