January 18, 2024, 08:30 AM

«Готовимся к провокациям и фейкам»: интервью руководителя общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбургской области

В 2024 году в регионе пройдут две крупные выборные кампании – президентская и губернаторская.

Подготовка к мартовским выборам президента идет полным ходом. Осенью жители Оренбургской области выберут губернатора. Какие новшества ждут избирателей? Как идет подготовка к выборам? Как меняется отношение молодого поколения к избирательному процессу? На эти и другие вопросы корреспондента ЕАН ответил руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбургской области Константин Федоров.

- Константин Ильич, этот год насыщен выборами для оренбуржцев – голосуем за президента, а осенью выбираем губернатора. Началась ли уже подготовка к осенней кампании и к президентским выборам? В чем основная задача штаба по наблюдению за выборами в этот период?

- На площадке Общественной палаты области создан общественный штаб по наблюдению за выборами. В этот штаб вошли политологи, социологи, эксперты различного уровня, юристы, лидеры общественного мнения, которые отвечают за информационное, экспертное и правовое сопровождение общественного наблюдения за избирательными процессами.

Если пять лет назад мы проводили отбор и обучали наблюдателей именно на время голосования, то сегодня мы мониторим весь избирательный процесс, начиная от выдвижения, регистрации кандидатов, подготовки участков к выборам, подбора и обучения наблюдателей, проводим назначение наблюдателей на участки. Сегодня штаб функционирует непрерывно.

В прошлом году в сентябре в регионе были выборы в Оренбурге и в ряде муниципальных образований Оренбуржья, в ноябре прошли выборы депутатов Домбаровского поссовета, в декабре - довыборы в Новотроицке.

Мы сейчас не разделяем выборы на крупные и мелкие, важные и не очень. Все выборы для нас очень важны. Конечно же, выборы президента в марте и осенние выборы губернатора - это ответственный момент, и мы к нему уже начали готовиться.

В декабре мы приступили к обучению наблюдателей. Нам предстоит подготовить порядка 4,5 тыс. наблюдателей. В это число входит как уже сформировавшийся пул наблюдателей, так и новые. Наши эксперты проводят большую информационную работу, рассказывая в СМИ о новшествах на выборах, законодательных моментах и избирательных правах.

- Вы уже упомянули, что осенью в регионе прошло несколько выборных кампаний. Отметили ли вы какие-то тенденции с точки зрения нарушений: что чаще всего встречается, с чем вам больше всего пришлось работать?

- Эти выборы прошли в достаточно дружелюбной обстановке. Нарушений, которые влияли бы на исход голосования, не было. Но были некоторые замечания. Так, на отдельных избирательных участках наблюдатели от Общественной палаты фиксировали нахождение людей с агитационными материалами. Также наблюдатели фиксировали несколько случаев, когда избиратели, заявившиеся на электронное голосование, приходили на участки и просили выдать им бумажные бюллетени.

Однако это невозможно: имея действующую заявку на электронное голосование, можно проголосовать только на специальном портале. Это сделано специально, чтобы никто не смог проголосовать дважды.

- Раз мы затронули тему электронного голосования, поделитесь своим отношением к этому новшеству. Наверное, вы слышали разные мнения, не все еще этому доверяют.

- Скажу сразу, что я положительно оцениваю цифровизацию выборов. Это делает процесс более удобным, а также способствует привлечению молодежи на выборы. Отмечу, что и старшее поколение проявило к нему интерес. В Оренбурге ДЭГ применяли в сентябре. Тогда мы увидели, что это удобно и безопасно. Именно на электронном голосовании у нас также были специальные наблюдатели. Это были грамотные эксперты, в том числе и в сфере IT-технологий.

К слову, отмечу и такую тенденцию.

Против этой формы голосования выступали некоторые политические партии. Но мы увидели, что именно посредством ДЭГ эти партии набрали больше голосов, чем традиционным способом. Поэтому я призываю всех объективно оценить эту форму прежде, чем заявлять о ее несостоятельности.КПРФ выступила против дистанционного электронного голосования В 2021 году коммунисты резко отрицательно высказывались против введения такой формы голосования, как ДЭГ. В столице члены и сторонники партии даже проводили митинги против этого новшества. В декабре 2021 года партия внесла в Госдуму законопроект об отмене дистанционного электронного голосования. Законопроект в Госдуму внесли Геннадий Зюганов, вице-спикер Госдумы Иван Мельников, депутаты Валерий Рашкин, Юрий Афонин, Николай Коломейцев, Юрий Синельщиков. Депутаты полагают, что для устранения недочетов ДЭГ требуется дальнейшее развитие электронных избирательных технологий.

То же самое могу сказать и про трехдневное голосование. Это удобно для избирателей, которые могут выбрать подходящее время для участия в выборах. Следовательно, это также повышает явку.

Отмечу, что на президентских выборах в Оренбуржье будут работать 42 временных избирательных участка. Они разместятся в больницах, СИЗО, аэропорту, на вокзале и на крупных предприятиях с непрерывным циклом производства.

Расширенные возможности дает сервис «Мобильный избиратель», с помощью которого свой голос можно отдать, даже находясь в другом регионе. С 29 января по 11 марта можно подать заявление о включении в списки избирателей по месту нахождения в любой территориальной избирательной комиссии, на портале госуслуг, через МФЦ, а также с 6 по 11 марта – в участковые избирательные комиссии.

В целом сейчас мы наблюдаем, что избирательная система все еще модернизируется, но ее отличительной особенностью остается максимальная информационная открытость.

- Может ли общественный штаб повлиять на явку? Какие выборы в Оренбуржье считаются самыми посещаемыми?

- Штаб не имеет права агитировать за конкретных кандидатов. Но мы влияем на явку, рассказывая о легитимности и чистоте выборов, наши эксперты говорят о важности участия в этом процессе. Мы работаем с молодым поколением, рассказываем ему о том, что голосовать надо, надо выражать свою гражданскую позицию, надо участвовать в жизни государства, чтобы потом не ругать власть, а самим выбирать, кто будет у власти.

- Как вы считаете, может, стоит ввести обязательное участие в выборах для всех избирателей на законодательном уровне? Такие меры действуют в ряде других стран. Или ввести какие-то поощрения для тех, кто голосует?

- Если вы меня лично спрашиваете, то я бы все-таки оставил это как волеизъявление граждан, это более демократично. Когда нас к чему-то принуждают, мы автоматически испытываем к этому отторжение. Выборы не должны вызывать таких чувств, это, в том числе, может не лучшим образом сказаться и на явке.

Что касается поощрения, то на некоторых предприятиях вводят практику дополнительного выходного дня для тех, кто пойдет на избирательный участок. Кстати, все новшества в виде трехдневного голосования, когда избиратели могут выбрать удобное для себя время, дистанционного, когда использовать право голоса можно практически из любого места, тоже можно считать поощрением, так как все это делается для того, чтобы максимально упростить процедуру голосования.

- Традиционно считалось, что на выборы в основном ходят люди старшего поколения. Как меняется отношение общества к выборам? Как ведет себя молодежь?

- Действительно, более взрослые избиратели чаще ходят на выборы. Я могу это объяснить тем, что с опытом приходит понимание важности этого шага. Молодое поколение часто просто не понимает всей ответственности голосования. Но, сталкиваясь с суровыми буднями жизни, они приходят к тому, что гражданский долг – это не просто слова. У них повышается гражданская активность.

При этом молодежь включается в выборные циклы всероссийского уровня. Так, в 2018 году в Оренбуржье явка на президентских выборах составила 66,06 %, на выборах в Госдуму в 2021 году – 45,92 %, в законодательное собрание области – 45,57 %. Среди них были и молодые люди.

Однако на муниципальных выборах в прошлом году явка составила всего 24,78 %. Я это объясняю тем, что кандидаты на местном уровне плохо провели работу с избирателями. Не дошли, не рассказали, не привлекли на свою сторону. Хотя в сельской местности, где все друг друга знают, это очень легко сделать. Но часто кандидаты выдвигаются, а потом просто сидят и ждут, что за них проголосуют.

- Есть новшества и на законодательном уровне, которые касаются работы наблюдателей. Так, одно из последних изменений говорит о том, что фото- и видеосъемку можно будет вести только в специально отведенных местах на участках. Представители оппозиции увидели в этом нарушение прав избирателей и новое «закручивание гаек» в проведении выборов. По их мнению, такие изменения могут серьезно сказаться на явке избирателей. Согласны ли вы с этим? Почему, по вашему мнению, наблюдателей тоже ограничивают в действиях на участках во время голосования?

- Сразу скажу, что в 2021 году, во время выборов в Государственную думу, в регионах работал центр видеонаблюдения. Сюда могли прийти все желающие и увидеть, что происходит на любом из участков в любой отрезок времени. Такой практики нет ни в одном другом государстве. Записи с камер хранятся не меньше года, а некоторые и дольше, если они задействованы в судебных процессах, которые оспаривают результаты выборов на тех или иных участках или действия кого-то из сотрудников избирательных комиссий и наблюдателей. В марте 2024, на выборах президента, центр видеонаблюдения снова будет работать.

Что касается ограничений, то я назвал их приведением к порядку. На избирательных участках порой бывают моменты, когда там наблюдателей больше, чем избирателей. 

Если каждый начнет снимать с точки, которую посчитает удобной, то может просто помешать работе комиссии. Также важно соблюсти тайну голосования, не позволив снимать в кабинках или у столов, где хранятся персональные данные избирателей. Не думаю, что это как-то отразится на явке и уж тем более как-то ограничит права наблюдателей.

- Готовитесь ли вы к каким-то провокациям во время президентской избирательной кампании?

- Безусловно. Мы понимаем, что нужно работать на опережение, доносить избирателям достоверную информацию. Мы понимаем, что недружественные нашей стране движения могут спровоцировать у россиян вспышку недоверия к выборной кампании, чтобы подорвать ее проведение и легитимность. Мы уже сейчас учимся работать с фейками, делаем выборный процесс максимально открытым, соблюдая все избирательные права граждан.

Беседовала Евгения Чернова

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+