Побыть за Сталкера или стать Сталкером: в Екатеринбурге открылся театр с нестандартным подходом к актерству
Открытие театральной площадки «Новая Актерская Школа» для широкой публики состоялось в Екатеринбурге. Поначалу мероприятие походило на собрание тайного общества, хотя анонсировалось как торжественное: с речами создателей, экскурсией по театру, демонстрацией новых возможностей площадки. Взамен этого гости презентации «Башни» — так называет свой театр его идеолог Антон Рабецкий — получили нескончаемую череду выступлений студентов и выпускников «Новой Актерской Школы» об их пути к лицедейству и огромной любви к своим учителям, коллегам и однокашникам.
Как рассказали корреспонденту ЕАН студенты актерской школы, подходы к погружению в актерскую профессию, проповедуемые Антоном Рабецким, действительно нестандартны. Привычная большинству система Станиславского, в которой актер существует в рамках «предлагаемых обстоятельств» фактически отодвигает его за ширму замысла драматурга и режиссера. Школа Антона Рабецкого, основанная на актерской технике Михаила Чехова, развитой впоследствии бывшим главным режиссером Екатеринбургского ТЮЗа Вячеславом Кокориным предлагает несколько иной подход. Эта техника делает актера полноценным участником процесса постановки. Исполнитель роли становится создателем образа. Это постоянная творческая работа, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс.
Все просто, в системе Станиславского исполнитель, введенный на роль, заранее проводит подготовительную работу — представляет себя в обстоятельствах персонажа. Проецирует свой опыт, знания, чувства на своего героя, после чего координирует их, и, в соответствии с замыслом режиссера, выдает готовый результат уже проделанной работы над образом.
Метод Чехова-Кокорина-Рабецкого несколько иной. Актер должен не перенести себя в обстоятельства своего персонажа, но переродиться в него. Представить эмоцию, которая заложена в определенной сцене, и, привлекая свое воображение, изобразить результат. Он должен увериться в том, что он и есть этот самый герой постановки. Актер с начала и до конца объективен по отношению к создаваемому образу — он не выдавливает из себя личных чувств, он живет чувствами персонажа.
И благодаря этому результатом становится настоящее узнавание самого себя, рождение самого себя. Но научить такому рождению получается только под руководством опытного учителя, который сможет поставить необходимые акценты, поможет разбудить воображение.
Такой нестандартный подход является достаточно новым для публичных екатеринбургских театров. Несмотря на то, что школа Антона Рабецкого существует аж с 2009 года, за почти полтора десятилетия она была своеобразной «масонской ложей». Возможно поэтому, презентация «Башни» так напоминала собрание тайного общества. Актеры и студенты говорили на понятном им языке о понятных им вещах.
В результате, присутсовавшие скептики так настойчиво и томительно ждали проанонсированного спектакля. Премьеры, поставленной по мотивам фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Ожидание было вознаграждено. Полуторачасовой спектакль был выполнен в очень темных тонах. Иногда это мешало. Равно как не до конца понятными были отдельные мизансцены, в которых актрисы проживали свои образы спиной к зрителям. Но в целом, спектакль удался. Исполнительницы действительно стали Сталкером, Писателем и Профессором, прошли вместе путь по придуманной Тарковским и братьями Стругацкими «Зоне».
Артем Рябов