December 14, 2023, 08:20 AM
Валентина Попова

Почему школьный буллинг сравним с раковой опухолью и что делать, если ребенка травят сверстники: ликбез ЕАН от психолога

В нескольких школах Екатеринбурга вчера вечером состоялось общегородское родительское собрание на тему буллинга. Официально мероприятие никак не связано с трагедией в Брянске, где восьмиклассница устроила стрельбу в классе. Однако тема травли в школе становится с каждым годом все более актуальной в России, а случаи унижения и издевательств среди детей и подростков часто являются причиной тяжких преступлений.

Одной из точек для собрания стала школа № 43 во Втузгородке. Отметим, что родители и педагоги из других образовательных учреждений проявили интерес к мероприятию: несмотря на мороз, актовый зал был занят наполовину. Как отметила специалист центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» Светлана Котова, организаторы ожидали меньшей явки.

В своем выступлении педагог-психолог рассказала о том, что такое буллинг, как отличить его от простой ссоры, как вести себя родителям и чем могут помочь в таких случаях другие школьники, ставшие невольными свидетелями происходящего. Ключевыми признаками травли становятся повторяемость унижений и то, что в ней принимают участие два и более человека. И это всегда проблема не двух детей, а всего коллектива, отмечает Светлана Котова.

«Травля – это болезнь группы, она как раковая опухоль, которая поражает организм коллектива. Если группа больна, то травля отнимает у своих участников больше, чем дает. 

На поверхности кажется, что когда дети травят кого-то одного, то половине класса в этом случае весело. Дружить против кого-то всегда легко. Буллеры паразитируют на жертве эмоционально, сбрасывают на нее свою агрессию», - говорит специалист.

Есть исследования, которые подтверждают, что если учитель сам находится под большим административным давлением и в состоянии стресса, то в классах, где он работает, травля возникает чаще, и она, как правило, жестче.

В первую очередь, необходимо четко определить, действительно ли один ребенок стал жертвой травли другого. Иногда за буллинг принимают обычный конфликт детей, которые что-то не поделили. В таких случаях после того, как накал эмоций прошел, обе стороны всегда можно подвести к примирению – как правило, в этот момент они уже готовы к диалогу.

«Нужно отличать травлю от других ситуаций. Это важно потому, что те меры, которые помогут при конфликте, противопоказаны при травле. В конфликте есть место столкновения интересов, конкретная проблема, в травле же этого нет – там имеет место сбрасывание агрессии и унижение человека, а силы сторон не равны», - говорит психолог.

В случае конфликта, даже острого, ситуацию может разрешить школьная служба медиации. Правда, работает она далеко не везде, говорит Светлана Котова. Она посоветовала представителям школ и родителям в таких случаях через администрацию школы обращаться в центр «Диалог», чтобы специалист приехал и разобрался.

 Психологи призвали на государственном уровне составить правила борьбы со школьным буллингом 

В случае травли основанная на сочувствии медиация противопоказана, так как она станет подыгрывать агрессору и только подогреет его чувство власти. «Это не поможет, даже навредит. При травле нужна работа не только с конкретными детьми, а со всем коллективом. Чтобы справиться с буллингом, нужны усилия всего взрослого сообщества, - отмечает Светлана Котова. - В тех случаях, когда объединяются родители и педагоги, травля очень быстро сходит на нет. Преодолеть ее поможет очень четкая позиция взрослых – нас детям сейчас очень не хватает. Дети сейчас очень хорошо знают свои права, границы, знают о свободе выбора. Но фактически они очень многого не понимают. Важно донести до них, что такое общаться, уважать друг друга. И делать это нужно еще в садике или младшей школе».

Также важно отличать травлю от простого непринятия конкретного ребенка в коллективе по причине его каких-либо отличий. Если ребенка не берут в какие-то игры, не садятся с ним за парту, но при этом не проявляют никакого насилия, – это не буллинг. Здесь проблему может решить работа с психологом в сотрудничестве с родителями, чтобы прокачать его коммуникативные навыки.

Наличие в классе агрессивного ребенка также далеко не всегда означает наличие буллинга. Такие дети чаще всего имеют проблемы с неврологией, их нужно показывать специалистам, чтобы провести диагностику. Но решает это психолог.

«Если есть один агрессивный ребенок, которого не поддерживает класс, то травли не будет, а будет просто проблемное поведение. Здесь решить проблему можно только с родителями», - поясняет Светлана Котова.

Главным признаком травли является так называемый «треугольник власти», когда в есть жертва, агрессор и наблюдатели. Психолог поясняет, что последних всегда большинство и очень важно то, как они себя ведут. Примечательно, что именно наблюдатели запускают травлю, являются ее двигателем, и очень многое зависит от их реакции. Они кормят своим вниманием и признанием агрессора.

При этом на самом деле такие дети зачастую сами страдают от того, чему являются свидетелями, сочувствуют жертве, но не верят в помощь взрослых, поэтому не вмешиваются. Если среди них найдется тот, кто выскажется вслух против буллинга, то остальные могут легко его поддержать, и травля сойдет на нет.

Родители должны четко объяснить детям, что издевательство одного над другим не юмор. Юмор – это когда весело всем, а если тебе смешно, когда кому-то больно, – это не смешно.

Зачастую агрессора формирует либо гиперопека со стороны родителей, чаще всего мамы, либо наоборот – агрессия, чаще со стороны отца. Кроме того, свою роль в таких случаях играет и попустительство со стороны родителей. А сочетание попустительства с жестокостью – самое тяжелое, когда родители проявляют к ребенку жестокость, но в отношении коллектива позволяют ему все. В результате получается настоящая дедовщина.

 Кричать нельзя замалчивать: как бороться с учительским и детским буллингом - мнение оренбургских специалистов 

Нужно обучать ребенка уверенному просоциальному поведению, умению жить среди людей. Дети должны уметь сотрудничать, договариваться. «В нашу цифровую эпоху дети очень многому учатся индивидуально, через гаджеты. Это прогресс, но что они делают в свободное от учебы время? Общается ли ваш ребенок с кем-то? С кем он поссорился, помирился, к кому искал подход? Говорите с детьми об отношениях, а не только об оценках – это очень важно. Им эти знания в школе дать не могут, это ответственность родителей. Их нужно учить радоваться успехам других, дожидаться своей очереди, искать компромиссы», - подчеркивает специалист.

В детях с младших классов нужно развивать умение сочувствовать друг другу. Некоторые дети умеют это, у других эмоциональный интеллект не так развит. Они должны быть толерантными и понимать, что все люди разные, принимать это. Дети часто непримиримы и категоричны, особенно подростки. Нужно объяснять, что кто-то худенький, а кто-то – полненький, кто-то отличник, а кто-то – весельчак, кто-то лидер, а кто-то – тихий и надежный. «Это прекрасно, что мы все разные, иначе было бы скучно жить. Дети иногда этого не понимают и хотят, чтобы другие были такими же, как они», - отмечает Светлана Котова.

Важно следить, о чем вы говорите дома о школе, об учителях. Все это откладывается в мировосприятии ребенка. Воспитывать ребенка нужно главным образом собственным примером: следите, как вы решаете проблемы, как реагируете, когда в вашу сторону допустили несправедливость, хамство. Очень важно, чтобы образцы адекватного и уверенного поведения были перед ребенком.

Чего нельзя делать при травле:

  • Категорически нельзя считать травлю проблемой жертвы.
  • Нельзя увещевать агрессора через жалость к жертве, так как это только усугубит ситуацию, он получит иллюзию власти.
  • Нельзя отправлять ребенка одного разбираться со своими проблемами.
  • Нельзя самостоятельно разбираться с детьми-обидчиками – это противозаконно, все взаимодействие должно быть только через школу.
  • Нельзя давать ребенку таких вредных советов, как «Не обращай внимания», «Учись стоять за себя», «Проблема в тебе», «Дай сдачи», «Не бойся».

Светлана Котова напоминает: ребенок должен знать, что он может доверять взрослым - как в школе, так и дома. Он, конечно, должен уметь постоять за себя, но при этом помнить правило о том, что нельзя делать другим того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе. Нужно не забывать общаться со своими детьми, задавать им вопросы, поддерживать их.

Психолог также поделилась важным наблюдением специалистов о том, что жертвами травли часто становятся дети, родители которых тормозят их психополовое развитие. Поэтому важно не мешать ребенку взрослеть.

Если предотвратить травлю не удалось, то родители должны попытаться решить ситуацию через школу, опираясь только на факты, составить совместный план решения ситуации. В случае, если ребенка обижают через интернет, – фиксировать переписки, фотографии: они могут пригодиться, если дело перейдет в юридическую плоскость. Вы будете вооружены, чтобы защищать ребенка на всех уровнях закона. Нужно написать заявление в адрес директора школы с просьбой принять меры. При этом не заставляйте ребенка ходить в школу против его воли. Если со стороны школы нет адекватной реакции – нужно обращаться в районное управление образования, но это уже в крайних случаях.

«Вы можете использовать для защиты своего ребенка все меры, предусмотренные законодательством. По закону каждый ребенок имеет право на психологическую и физическую безопасность в образовательном учреждении», - говорит Светлана Котова.

 Психологи призвали на государственном уровне составить правила борьбы со школьным буллингом 

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+