December 9, 2018, 06:08 AM

Итоги дня саммитов в Петербурге

В четверг 6 декабря состоялась итоговая встреча государственных лидеров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ в Санкт-Петербурге, посвященная итогам 2018 года. Главы государств обсудили также повестку ОДКБ, несмотря на то, что ранее было объявлено о переносе встрече в этом формате.

Президент России Владимир Путин провел заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком и расширенном составах. Главы государств - членов ЕАЭС согласовали программу формирования общего рынка нефти и газа, обсудили перспективы кооперации в освоении космоса. Также был подписан объемный пакет документов, среди которых Декларация о дальнейшем углублении интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Стратегия развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Также члены ВЕЭС приняли решение о вступлении в силу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве интеграционного объединения с Китаем и временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Ираном. Были решены и внутренние вопросы деятельности ЕАЭС, в частности о бюджете организации на будущий год, изменениях в регламент работы Евразийской экономической комиссии и основных направлениях международной деятельности.

“Подчеркну, что сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза продвигается довольно успешно и весьма динамично, способствует более полному раскрытию экономического потенциала наших государств. Совокупный ВВП стран союза увеличился в первом полугодии 2018 года на два процента. Продолжился рост производства в промышленности: в целом по ЕАЭС – плюс 3,3 процента, в сельском хозяйстве – плюс 2,4 процента. На 12 процентов выросли объёмы внутрисоюзной торговли, достигнув 44 миллиардов долларов США. Товарооборот с внешними партнёрами увеличился на 21 процент – до 548 миллиардов долларов США, причём преимущественно за счёт наращивания нашего экспорта” - отметил Владимир Путин во время своего выступления в рамках ВЕЭС.

Уходящий 2018 год был неоднозначным для ЕАЭС вследствие продолжающегося экономического кризиса, санкционной политики в отношении Российской Федерации, торговых войн и усиливающегося национального протекционизма, который стал настоящим трендом международной торговли за весьма короткий срок.

«Сегодня мы подводим итоги общей работы в формате союза за этот год и определяем ориентиры взаимодействия на следующий. Что касается завершающегося периода, то он является достаточно неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения. Беларусь рассчитывает, что нормы, закрепленные в принятых документах, будут реализованы в полной мере. Каждый из них принимался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект», – заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В то же время, белорусский президент подчеркнул необходимость продолжения курса на “доинтеграцию”: окончательное устранение барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС и развитие цифровой экономики в государствах - членах ЕАЭС. Немалое внимание посвятил Лукашенко и острым вопросам взаимоотношений внутри объединения. В первую очередь, недовольство Александра Григорьевича касалось ценообразования на газ и разницы в ценах между российскими и белорусскими потребителями. По его словам, действующий порядок ценообразования не стимулирует свободную конкуренцию на внутреннем рынке ЕАЭС, поскольку тариф выстроен таким образом, что цена за транспортировку газа по территории России для иностранных потребителей в три раза превышает цену за аналогичную услугу для потребителей внутренних (3 и 1 доллар США соответственно за тысячу кубических метров на 100 километров). Получается, что при таком ценообразовании Беларусь покупает на границе со Смоленской областью тысячу кубометров природного газа за 130 долларов США, а российские пользователи в той же Смоленской области покупают аналогичный объем за 70. Из этих обстоятельств Лукашенко выводит простой вопрос: как конкурировать?

С одной стороны, возмущение белорусского президента может быть непонятным российскому читателю - наш газ и должен стоить дешевле для “своих”. Но дело в том, что принятые государствами обязательства в рамках ЕАЭС и особенно процесса интеграции Белоруссии и России в Союзном государстве, подразумевают равные права для хозяйствующих субъектов (бизнеса) и граждан двух стран (вообще, граждане Республики Беларусь и России обладают одинаковыми правами на территориях друг друга, вплоть до участия, с некоторыми ограничениями, в представительных органах власти). По сути, уровень взаимной интеграции России и Белоруссии является самым глубоким в мире, но это пока касается только гражданских прав, а бизнес сталкивается с мягким внутренним протекционизмом. Против него в очередной раз и высказался Лукашенко, что привело к пикировке между ним и Владимиром Путиным:

“Не могу не сделать одну реплику по поводу тарифов на газ. У нас выработан план движения к 2025 году, когда мы должны согласовать единые рынки нефти, газа, нефтепродуктов. Обращаю внимание на то, что сегодня у Беларуси 129 долларов за тысячу кубов, в следующем году будет 127, а в ФРГ - 250. И это, безусловно, большое преимущество для наших союзников по ЕврАзЭС (ЕАЭС - прим. ЕАН). Хотя, конечно, мы должны стремиться к полной унификации, - подчеркнул Владимир Путин.

- Вы правы, Владимир Владимирович, но наш главный партнер, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация, и наши основные не только партнеры, а и конкуренты, и прочее - это россияне... Главный наш партнер не ФРГ, а Российская Федерация, и нам надо, чтобы были равные условия прежде всего у нашей братской России и Беларуси. Вот в чем вопрос. И Вы правильно сказали, мы определились до 2025 года выйти на этот уровень. Но ключевое слово в данный момент - чтобы мы шли к этому, а не остановились, - парировал Александр Лукашенко.

- Так и будет, мы же об этом и договорились - создать документы, которые, по сути, являются планом нашего движения к этой цели, “дорожной картой”. Просто обращаю внимание на то, что сегодня уже наши партнеры имеют достаточные преимущества. Я упомянул ФРГ не просто так, и в Белоруссии не должно быть 250 за тысячу кубов, но если бы Белоруссия не имела преимущества, связанных с интеграцией, а формировали бы цену на рыночных принципах, это было бы не 129 и не 127, а 200 - вот в чем разница, - ответил российский президент.

 

- Владимир Владимирович, но это у Вас неправильные расчёты. Мы имеем худшие условия, чем Германия, я уже об этом не единожды говорил. Вроде воевали против Германии вместе, а наши люди, ещё не умершие после войны, имеют такую ситуацию. Они имеют 200 долларов, а мы, допустим 130, потому что туда ещё три тысячи километров качать надо,

- возмутился Лукашенко.

- Но если бы была рыночная для Белоруссии, не было бы 129 и 127, она была бы под 200 – вот в чём всё дело”, - закончил спор Владимир Путин и призвал к продолжению обсуждений в закрытом формате, вместо публичного спора.

Предполагался и ещё один острый момент с участием белорусского президента. Он касался работы ОДКБ и переговоров, которые Александр Лукашенко провел с азербайджанским послом, что было очень негативно оценено армянской стороной. Никол Пашинян недоумевал, как можно обсуждать вопросы работы военно-политического блока с представителем государства, не входящего в ОДКБ. Были у Пашиняна вопросы и к Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который озвучил позицию, что пост генерального секретаря должен отойти к представителю Белоруссии, после того, как армянский генсек Юрий Хачатуров был отозван Арменией.

До публичного пространства обсуждение вопросов, связанных с ОДКБ, впрочем, так и не дошло, но лександр Лукашенко во время пресс-конференции после заседания ВЕЭС объявил, что главы государств - участников блока успели обсудить часть насущной повестки и, в целом, решили проблему назначения генерального секретаря организации. Предполагается, что им станет представитель Республики Беларусь.

«Как когда-то Нурсултан Абишевич и говорил. Но мы договорились по схеме и по системе, как произойдет это назначение – индивидуальное собеседование с каждым руководителем в ОДКБ, и они подписывают это решение», – пояснил Лукашенко.

В то же время, исполняющий обязанности армянского премьера Никол Пашинян в очередной раз подтвердил приоритетность развития отношений Армении с партнерами по ЕАЭС. Торгово-экономическое сотрудничество внутри интеграционного объединения, по его словам, является одним из важнейших факторов экономического роста Армении. Ранее Пашинян заявил, что развитие отношений с Российской Федерацией является приоритетом Армении даже в сравнении с ЕС и США, что, впрочем, не означает отказа от развития отношений ни с европейскими, ни с заокеанскими экономическими партнерами.

Позитивные тенденции в экономике государств - членов ЕАЭС озвучил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, отметив рост совокупного объема ВВП в ЕАЭС, и увеличение инвестиционных поток в промышленность.

“Один из важных индикаторов нашего сотрудничества – это открытие совместных предприятий, о чём мы говорили раньше. Хочу вам доложить, что только в Казахстане с момента функционирования Евразэс количество таких СП увеличилось почти на 70 процентов, превысив 10 тысяч предприятий”, - сказал Назарбаев.

Неформальная встреча лидеров СНГ по итогам 2018 года прошла за обеденным столом. Учитывая отсутствие утвержденной повестки и формат, главы государств смогли обсудить актуальные вопросы двусторонних и многосторонних отношений в свободном порядке. Завершилось мероприятие культурной программой, включающей посещение постановки Мариинского театра.

ЕАН будет следить за развитием событий в сфере евразийской интеграции.

Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.

ФОТО:kremlin.ru, pravo.by, minsk.by

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+