July 25, 2024, 03:08 AM

Полпредство Путина в УрФО сохранят за тюменским кланом Собянина: новые детали смены Якушева

Пост полпреда президента России в УрФО останется за так называемым тюменским кланом мэра Москвы Сергея Собянина, несмотря на попытки влиятельных групп, включая госкорпорацию «Ростех», пролоббировать своих ставленников. Такую версию, обсуждаемую в истеблишменте Свердловской области, озвучили ЕАН два источника во власти и крупном бизнесе.

Предстоящие перестановки в уральском полпредстве – одна из главных тем кулуарных бесед последних месяцев. В начале июня стало известно, что действующий полпред Владимир Якушев получит новую работу в Москве: он будет секретарем генсовета «Единой России», фактически вторым человеком в партии после председателя Дмитрия Медведева. Именно бывший президент, утверждает один из источников ЕАН, сам настаивал на приглашении Якушева: они вместе работали в правительстве РФ и уже несколько лет поддерживают личные товарищеские отношения.

Опрошенные ЕАН собеседники убеждены, что Якушев не будет совмещать партийную и полпредскую должности на постоянной основе и уже осенью полностью сосредоточится на «Единой России». Такой сценарий порождает важнейшую интригу – кто станет преемником полпреда. В политтусовке уже звучат фамилии возможных кандидатов, и они чрезвычайно разнообразны: от депутатов Госдумы и чиновников Кремля до силовиков и ветеранов спецоперации на Украине.

Как стало известно ЕАН, попытки завести в полпредство своего человека мог предпринимать и Ростех. Госкорпорация под руководством Сергея Чемезова выполняет больше половины всего гособоронзаказа в стране и контролирует политическую обстановку в ключевых для себя регионах, например, Тульской, Иркутской и Самарской областях. Однако богатый оборонными предприятиями УрФО до сих пор находится вне орбиты Ростеха. Поэтому с начала 2010-х, вспомнил один из свидетелей тех событий, корпорация несколько раз пыталась расширить влияние на экономику округа, пролоббировав своего ставленника в главы Свердловской области. Успехом попытки не увенчались.

Вел ли Ростех предметные переговоры о ротации в полпредстве, источники ЕАН ответить затруднились. Но, судя по всему, до реальных аппаратных действий (впрочем, как и у других лоббистских команд) не дошло. Как сообщил ЕАН высокопоставленный собеседник во власти, соискателей уведомили о принятом негласном решении – сохранить уральское полпредство за «тюменской группой».

 «Ведомости»: полпред Якушев уйдет в Совет Федерации 

«Тюменской группой» называют круг чиновников, которые в разной степени связаны с Сергеем Собяниным – бывшим главой Тюменской области и нынешним мэром Москвы. К ним, например, относят действующих и бывших членов правительства России, статусных депутатов Госдумы и пять из шести губернаторов УрФО. Именно эта команда последние четыре года контролирует и полпредство: Владимир Якушев знаком с Собяниным больше 20 лет и считается одним из его ближайших сподвижников.

Другой собеседник ЕАН во власти тоже выразил уверенность, что следующий полпред будет выходцем из команды Собянина. И необязательно чиновником, уточнил он.

О том, почему Ростеху важно заполучить административный контроль над УрФО и в какой логике Кремль мог сохранить округ за Собяниным, ЕАН спросил политтехнолога Алексея Швайгерта, который много лет работает с уральским истеблишментом.

— Почему лоббистским группам может быть интересна позиция полпреда?

— Лоббистским группам интересен любой способ максимизации власти в неформально вверенной им территории. Не секрет, что зачастую пост полпреда считается транзитным. Это место, куда можно переставить своего человека, когда в меняющейся конфигурации власти ему не получается найти более подходящую должность. И переход Якушева с поста министра строительства и ЖКХ в полпреды, если вы помните, на тот момент воспринимался как объективное понижение.

Да, пост полпреда может быть и инструментом укрепления собственной политической субъектности. Как, например, это сделал [вице-премьер и полпред президента в ДФО] Юрий Трутнев, который превратил «картонный» институт полпредства в нечто большее. И теперь фамилией Трутнева на Дальнем Востоке пугают даже детей. Но это, скорее, исключение.

Для лоббистов же пост полпреда – это способ хотя бы формально начальствовать над губернаторами. Как сотрудничать с ними, так и создавать помехи в работе. Например, отправлять «наверх» разного рода аналитические записки и доклады. В этом смысле Якушев остается удобным, комфортным, неконфликтным полпредом. А можно, как [его предшественник] Николай Цуканов, вставлять главам регионов шпильки и пробовать крутить за их спиной интриги.

— Тогда справедливо ли говорить, что группа, получившая пост полпреда, берет под контроль федеральный округ? Ведь решения на местах принимают непосредственно губернаторы.

— Символически – да. Фактически – конечно же, нет. Реальный контроль зависит от конфигурации местных элит и общей архитектуры власти в субъекте. Полпред в этом смысле играет лишь роль старшего товарища, который либо дружески хлопает тебя по плечу и поддерживает, либо критикует тебя на совещаниях, и ты раз за разом попадаешь в федеральную повестку с негативным бэкграундом.

С таким полпредом, как во втором случае, губернаторы в ответ начинают аппаратно бороться. Как произошло, скажем, с уже упомянутым Цукановым. Поэтому я бы говорил о наличии у полпредов исключительно символических рычагов, но не о реальном влиянии на экономические или политические процессы.

— Есть ли у Ростеха необходимость забирать УрФО под свой контроль?

— Скажу так. В соседнем Приволжском федеральном округе у Ростеха целая вотчина. Исторически и губернаторы, и полпреды там тесно связаны с Ростехом. Учитывая логику максимизации власти, если есть возможность расширить свои «владения», их надо расширять. Тем более если речь идет о промышленных Свердловской и Челябинской областях с их оборонкой и ЗАТО.

Тематика СВО открыла окно возможностей для разных сил и интересантов. Тому же Ростеху легко объяснить лицу, принимающему решения, что «свой» полпред на Урале им нужен не для достижения политических целей или оперативного управления. А для совершенно конкретных, узких задач – усиления оборонного комплекса, его стабильной работы и выхода на плановые объемы поставки военной продукции. У такого полпреда в этом случае появлялись бы дополнительные рычаги, например, для влияния на кадровые решения [в оборонном секторе].

Появление в УрФО полпреда «от Ростеха» с этой точки зрения выглядело бы логичным. Вот, мол, вам не классический полпред, а военный координатор, он мешать никому не будет, станет решать вопросы только по «оборонке». А со временем через «оборонку» Ростеху можно выйти на новые горизонты влияния. И в какой-то момент посредством своего человека, возможно, начать воздействие и на экономические процессы, и на политическую конфигурацию.

— Если округ все же останется за «тюменской группой», можно ли считать это компенсацией за весеннюю ротацию в правительстве, когда Собянину не дали пролоббировать ни одного нового министра или вице-премьера?

— Когда был представлен новый состав правительства, у меня проскользнула мысль, что группу Собянина, если так можно выразиться, обделили при распределении постов и портфелей. Понятно, что сохранился [представитель клана, министр экономики] Максим Решетников... Но на этом все.

Последующий переход Якушева на место [предыдущего секретаря генсовета «Единой России»] Андрея Турчака производил впечатление этакой компенсации Собянину – в духе общей балансировки интересов разных групп, близких к президенту. Через интеграцию Якушева в ЕР на ключевой управленческий пост группа Собянина получила по-настоящему большой политический рычаг, распространяемый на всю страну.

Посудите сами: множество губернаторов, пост мэра Москвы, контроль над «Единой Россией», уральское полпредство… Коллективный Сергей Семенович – это уже огромная экономико-политическая машина, которая впечатляет любого наблюдателя. Если за «тюменской группой» все же оставят и полпредство в УрФО, то будет крайне важно, кто персонально заменит Якушева. С какими амбициями, с наличием звездной болезни или без нее, с какими желаниями придет этот человек.

Это важно, чтобы внутри одной группы тоже не было публичного соперничества или неконструктивной конкуренции [между полпредом и губернаторами]. Чего, собственно говоря, на первом этапе ждали от Якушева и опасались. Но что так и не сбылось.

 Якушев анонсировал масштабную ревизию в «Единой России» 

Игорь Сергеев

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+