April 21, 2023, 01:18 PM

«То, что пишут в медиа, становится большей реальностью, чем сами события»: в Екатеринбурге обсудили настоящее и будущее журналистики

Проблемы работы СМИ и развития журналистского образования на Урале в условиях специальной военной операции (СВО) РФ на Украине, а также перспективы развития масс-медиа обсудили в УрФУ. Ключевыми вызовами для современных СМИ, по мнению экспертов, являются некоторая неопределенность подходов, эволюция и изменение форматов работы изданий. Обсуждались и вопросы этики, а также государственного регулирования журналистики. «Апрельские тезисы» конференции журфака УрФУ — в материале ЕАН.

Первым спикером, обозначившим проблемы профессии стала декан факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Елена Вартанова. В фокусе ее доклада была возникшая на фоне стремительного развития «новых медиа» — к ним теоретики журналистики относят блоги, видеоканалы, сообщества в соцсетях, телеграм-каналы — неопределенность. Один из ключевых вопросов, озвученных академиком Вартановой — являются ли эти самые «новые медиа» журналистикой. «Неопределенность связана с перестройкой мировых отношений, начавшихся 30 лет назад и актуализировавшихся сейчас. Это явление связано с глобализацией, которая буквально в один день перешла в деглобализацию, а также с американизацией, которая, будучи культурным и политическим трендом общества, буквально за один-два дня перешла в деамериканизацию. И все это, в конечном итоге, привело к национализации многих информационно-коммуникационных процессов»,— отметила декан московского журфака.

Она отмечает, что сегодня наступил момент, когда текучесть и неопределенность начинает размывать медийные структуры. На этом фоне «новые медиа» становятся той средой, в которую старая система СМИ «вплывает» с ее традиционными структурами.

«Медиаиндустрия переходит на цифру, цифровые платформы начинают концентрировать вокруг себя журналистское и нежурналистское содержание. Журналист фактически утрачивает монополию на новость»,— отмечает Елена Вартанова.

Следствием этого является наметившаяся трансформация медиа — из классического посредника, каким считается традиционная журналистика, они превращаются едва ли не в центральное пространство современного мира. «Все, что происходит в медиа, становится иной раз, большей реальностью, чем реальные события, медиа не освещенные»,— отметила декан журфака МГУ.

Другой тренд, который отметила академик Вартанова, коммерциализация медиа, как причина появления фейков. Кликбейт и фейки, с кричащими заголовками ловят внимание публики, но не дают ей реальной информации. Цель — привлечение внимания массовой аудитории без критического отношения, без осмысления. «И это также отходит от классических трактовок журналистики, одной из функций которой многие десятилетия мы называли просветительскую»,— сказала Елена Вартанова.

Вторым экспертом, рассказывавшим о практических проблемах современных СМИ, стал глава редколлегии издания URA.RU Михаил Вьюгин. Кроме рассказа о причинах успешности своего издания, о важности государственной точки зрения на страницах СМИ, разнице между «доносом» и «редакционным запросом» силовикам по поводу ловли покемонов в храме (лидер URA.RU вновь подчеркнул, что Андрей Гусельников на блогера и «ловца покемонов» Руслана Соколовского не доносил, а обратился к силовикам за комментарием, и уже они превратили «обычное журналистское действие» в основание для уголовного дела и последующего условного срока для блогера) медиа-менеджер отметил важное явление в существовании современных СМИ. По словам Вьюгина, медиа-индустрию парализовал страх из-за новых запретительных законов.

Другая проблема — то, что потребитель информации идет к СМИ не за информацией. «Он идет на сайт, чтобы прочитать не сообщение о событии, а найти свою позицию по этому поводу. И если СМИ предлагает ему мнение о факте не совпадающее с его мнением, он больше не вернется к этому СМИ»,— заявил Вьюгин. С ним попытался поспорить бывший директор издания «Коммерсантъ-Урал», «Областного телевидения» и «Областной газеты» Антон Стуликов. По его мнению, хорошим стандартом является в случае наличия конфликта представление аудитории мнений обеих сторон, а также эксперта, который должен объективно оценить событие. Однако Михаил Вьюгин парировал, что «профессионализм отдельных экспертов может вызывать сомнения». Тезис о мнении второй стороны лидер URA.RU оставил без внимания.

Стоит отметить, что несмотря на заявленную тему выступления Вьюгина «Специфика работы СМИ во время СВО», аспектов освещения сложившейся ситуации озвучено не было. Медиа-менеджер только рассказал о незначительной ротации кадров в издании. Однако Вьюгин отметил, что сотрудники его СМИ фактически не читают их собственный сайт.

Важное заявление о сфере медиа сделал председатель комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. По его словам, все ограничительные инициативы, становящиеся законами должны носить временный характер. «Могу подчеркнуть, что базовый закон сферы медиа — один из самых старых действующих нормативных актов. Это даже не Федеральный закон, а еще закон Российской Федерации — он был принят в декабре 1991 года. И изменения в него вносились считанное количество раз (за 31 год изменения в него вносились 62 раза — прим. ЕАН) — простите за грубое сравнение, но это просто «священная корова». А вот принимаемые ограничительные законы — они требование времени. При этом цели «зажать» российские СМИ законодатели РФ точно не ставят»,— подчеркнул Хинштейн. 

 «Слухи о смерти телевидения преждевременны»: полпред Якушев встретился с главами филиалов ВГТРК на Урале 

Артем Рябов

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+