March 26, 2024, 10:57 AM
Дмитрий Моргулес

Трагедия в «Крокусе». Вопросы обывателя

Читая сообщения о том, как простые люди или сотрудники «Крокуса» (гардеробщики, контролеры) помогали людям спасаться от террористов и пожара, волей-неволей вспоминаешь старую истину, что каждый случай героизма — это следствие чьей-то ошибки/халатности/бардака. И хотя сейчас не время для сослагательных наклонений «а что, если бы...», но неизбежные вопросы под общим рефреном «а могло ли погибнуть меньше людей?» встают в полный рост. Задает их и спецкорр ЕАН.

Я прекрасно понимаю, что полностью защитить физически от теракта большой город и объекты в нем невозможно. Это вам скажет (пусть и шепотом) любой действительно разбирающийся в этой теме специалист. Полностью защитить крупный объект с массовым пребыванием людей в случае подготовленной атаки диверсионной группы невозможно. Полностью — невозможно.

Самой лучшей защитой от терроризма всегда считалась прежде всего качественная оперативная работа спецслужб и правоохранительных органов, работа на упреждение. Такова практика всего мира в последние десятки лет.

Но если беда случилась — можно уменьшить ущерб до какого-то минимума. Для этого есть и алгоритмы работы служб безопасности, и автоматическая работа систем безопасности объекта. Направленных прежде всего на то, чтобы место происшествия могло покинуть как можно больше людей в как можно более короткий срок. Более того, такие вещи закладываются в объекты на стадии проектирования.

В какой мере сработали эти системы и механизмы в «Крокусе»? Была ли правильно организована их работа теми, кто за это отвечает?

Мне не раз приходилось бывать в «Крокус Сити». Огромный, почти в 600 тыс. кв. м, комплекс из торговых галерей, крупнейшего в стране концертного зала, гигантских выставочных павильонов, пространство которых трансформируемо под любой масштаб мероприятия. Плюс фудкорты, переходы, галереи, вестибюли, гардеробы на нескольких уровнях, парковки на десятки тысяч машин. Даже построенная за счет владельцев и фактически встроенная в комплекс станция метро «Мякинино».

Пространство это почти постоянно было загружено концертами, выставками, крупными общественными мероприятиями, не раз там проводили и события с участием президента России.

Объекты такого уровня, с постоянным пребыванием большого количества людей, предполагают особое отношение к организации и работе систем безопасности. В том числе противопожарной и общественной.

Более того, к охране объектов подобного уровня допускаются лишь те охранные структуры, которые обладают определенным количеством сотрудников определенного уровня, в том числе лицензированных на работу с огнестрельным оружием и прошедшие определенную антитеррористическую подготовку. На крупных объектах обязательно и наличие хотя бы небольшой, но все-таки группы быстрого реагирования, в том числе вооруженной. Знаю это наверняка, потому что знаком с теми, кто задействован в охране крупных ТРЦ в Челябинске.

Как выяснилось в ходе начавшихся разбирательств, в «Крокусе» подобная охранная структура тоже имеется.

Как сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн, известный своей близостью к руководству Росгвардии (которая, помимо прочего, лицензирует все ЧОПы в стране), охраной объекта занималось ЧОП «Крокус профи». У этой структуры, по словам депутата, в соседнем от «Крокус Сити» здании базируется группа быстрого реагирования, в распоряжении которой имеется хранящийся там же целый арсенал из нескольких десятков самозарядных ружей «Сайга-20КВ» и пистолетов «Иж-71».

Однако ГБР ЧОПа в итоге на место не прибыла. Почему? Побоялись? Связь не сработала? Пятница, вечер, и никто не дежурил, понимая, что концерт «Пикника» — мероприятие спокойное, фан-база группы — интеллигенция в возрасте, проблем не создаст? Почему террористов на входе встречали «контролеры» (Араз Агаларов, владелец «Крокус Сити Холла»: «Это даже не охранники, они у нас называются „контролеры“»)?

Но вопрос не только к ЧОПу. В самом здании «Крокуса» расположено целое отделение полиции. Логично — в комплексе, через который ежедневно проходит сотни тысяч людей, необходимо иметь опорную точку.

Вопрос в другом — а был ли кто в отделении в момент нападения? Ну хотя бы пара дежурных? Были ли вооружены хотя бы табельным оружием эти сотрудники? Если да, почему не выдвинулись на место и не приняли бой? Или — пятница, вечер, отделение закрыто, все пошли по своим делам, а начальство после выборов в отпусках?

В итоге террористы, явно изучившие заранее повадки охраны, работали даже без бронежилетов. Прекрасно понимая, что вооруженного сопротивления им никто не окажет.

И свое дело они сделали быстро — за 15-20 минут. А первые «тяжелые» бойцы СОБРа зашли, судя по заявлениям ТАСС, через 40 минут после первых сообщений. Пока добирались, пока то да се, пока ждали команды…

Кстати, вы на матч хоккейного «Трактора» в Челябинске, да и футбольного «Урала» в Екатеринбурге не попадете, не пройдя досмотр на входе, причем за спинами контролеров — доброе отделение ОМОНа, в бронежилетах и с оружием. И сотрудников охраны вместе с полицией на каждом матче десятки, если не сотни.

Ну да не только в вооруженной охране дело. Как выяснилось из доклада президенту России Владимиру Путину со стороны руководителя СК РФ Александра Бастрыкина, на вечер 25 марта установлено, что из 139 жертв от огнестрельных и ножевых ранений в «Крокусе» погибли 40 человек, а от пожара — 45 (видимо, причина гибели остальных еще устанавливается).

И вот тут целый вал вопросов.

А как вообще мог от пары ведер бензина сгореть гигантский зал, где, как сообщил Владимиру Путину глава МЧС Александр Куренков, штатно сработала система пожаротушения?

Системы ведь эти, как мне представляется, рассчитаны на моментальное распрыскивание огромных объемов водяной пыли, для чего в здании есть большие резервные емкости с водой. Огонь просто не смог бы достать до крыши, не говоря уже о том, чтобы обрушить ее. Да и крыша, поди, не из бумаги была…

Что там с негорючестью материалов мебели и отделки в зале?

Почему бо́льшая часть погибших задохнулись от дыма, ведь пути эвакуации по всем нормам должны быть незадымляемы?

Почему жертвы вообще не смогли покинуть комплекс и умерли в замкнутых пространствах? Террористов было всего пятеро, они не перекрывали все десятки выходов.

Почему столько свидетельств, что людям приходилось выламывать закрытые двери? Разве они не должны при пожаре автоматически разблокироваться? Или кто-то, как водится, закрыл их на дополнительные замки, ключи от которых…

Почему здание, как выяснилось из отчетов МЧС, даже не было обесточено? Кто управлял системой реагирования на пожар? Кто-то управлял? Где не сработала автоматика? Почему не сработала?

Мне не нужна кровь господ Агаларовых. Пусть ими занимаются силовики, а также страховая компания, которой явно не с руки выплачивать миллиардные страховые платежи, если одной из причин случившегося стал бардак в управлении объектом… Разве что мерзки разговоры про какие-то госсубсидии этим господам.

Но вот чего бы мне точно хотелось — это того, чтобы итогами разбирательства, расследования стало не только наказание виновных, но и понимание, как сделать/скорректировать правила и нормы работы систем безопасности, чтобы в следующий раз (увы, он будет, рано или поздно) жертв было минимум. А лучше бы обошлось без них вовсе.

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+