April 10, 2024, 10:35 AM

«Версии о прорыве дамбы несостоятельны»: гидроэксперт – о том, что привело к страшному наводнению в Орске

Масштабное затопление началось в Орске вечером 5 апреля. Спустя сутки в воде оказались и Старый, и Новый город. Следственный комитет возбудил уголовные дела о халатности и нарушении правил безопасности при строительстве. Всего подтоплено более 7,9 тыс. жилых домов, эвакуировано 2616 человек, в том числе 681 ребенок. Руководитель группы компании Hydro, которая занимается подводно-техническими работами, Денис Целищев из Екатеринбурга в колонке ЕАН рассказал о причинах масштабного наводнения.

«Судя по фото и видео с места трагедии, а также нашим знаниям о функционировании различных гидротехнических сооружений, крупное наводнение в Орске могло быть вызвано тем, что уровень воды в водохранилище поднялся выше отметки гребня дамбы и вода стала просто перетекать через нее.

Версии о прорыве дамбы несостоятельны. Да, мелкие прорывы (или фильтрации) в результате дефектов часто имеют место и являются постоянной головной болью для балансодержателей гидротехнических сооружений. Такие фильтрации заметить очень трудно (особенно в верхнем бьефе (часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению, - прим. ЕАН) объекта, в который поступает вода из водохранилища), а ремонт всегда крайне сложен технически, затратен и не гарантирует 100 % результата. Фильтрации могут со временем накапливаться или расширяться, и тогда возникает риск крупного прорыва, когда вода размывает тело плотины и вызывает затопление близлежащих населенных пунктов. Если бы подобное случилось с дамбой в Орске (из-за плохих стройматериалов или некачественно выполненных строительных работ), то, во-первых, было бы четко видно конкретное место прорыва на ее теле, а во-вторых, уровень воды в водохранилище должен был резко упасть. Однако ни то, ни другое не наблюдается.

Теперь о том, почему так случилось. Возможных причин несколько.

1. Нам не раз приходилось осуществлять подводно-техническое обследование и ремонт дамб и плотин в разных регионах России. Обычно они оснащаются донными водовыпусками для экстренного сброса воды в водохранилище, а также системой паводкового водосброса со специальными затворами, которые позволяют регулировать объем воды в верхнем бьефе дамбы. У объекта в Орске подобные сооружения либо давно находятся в неисправном состоянии, либо вообще отсутствуют.

2. Ошибки, допущенные при проектировании дамбы. Строительству любого такого сооружения предшествует этап разработки проекта, в рамках которого обязательно рассчитывается минимальный и максимальный уровень воды в будущем водохранилище. Не исключено, что расчеты были сделаны неверно, поэтому в проект не была заложена достаточная высота дамбы. Будь она выше хотя бы метров на десять, трагедии, возможно, удалось бы избежать.

3. Построить дамбу нужной высоты могла помешать банальная нехватка бюджета. Протяженность объекта большая, поэтому каждый метр высоты, скорее всего, увеличивал расходы на материалы и работы. Нельзя исключать, что было решено не перерасходовать бюджет – с расчетом на то, что в ближайшие 50-100 лет в регионе не случится слишком крупных паводков.

В целом состояние большинства плотин и дамб в России можно назвать плачевным. В основном они строились в 50-60-х гг. прошлого века и сегодня требуют качественного ремонта. Но с этим есть проблемы. Во-первых, ремонтные работы выполняются нерегулярно и медленно. Дамбы и плотины не приносят балансодержателю денег, поэтому он, как правило, старается сократить расходы на содержание и обслуживание таких объектов. Во-вторых, что более важно, очень часто ремонт проводится некачественно. Если объект находится на балансе государства (например, балансодержателем выступает муниципалитет), подрядчики для выполнения каждого этапа работ могут привлекаться только по конкурсу в рамках ФЗ-44. Но документация к таким закупкам не содержит конкретных требований к подрядчику, поэтому на них выходят буквально все кому не лень. И зачастую победителями становятся компании без необходимой квалификации, просто предложившие минимальную цену.

Бывает так, что некоторые этапы просто выпадают – например, заказ на ремонт формируется вообще без назначения подводно-технического обследования. Отсюда возникают совершенно необоснованные проектные решения, которые трудно реализовать даже опытному подрядчику.

А если даже на этап проектирования по конкурсу привлекается опытная компания, она обязательно столкнется с назначаемой заказчиком государственной или негосударственной экспертизой проекта. Знаем по опыту, что эту процедуру могут выполнять люди, буквально ничего не смыслящие в гидротехнических работах. Поэтому разработчика проекта заваливают глупыми вопросами и замечаниями, и часто ему бывает проще согласиться с экспертным заключением, чтобы не затягивать исполнение контракта».

 Как заявиться и получить выплаты из-за наводнения в Оренбургской области - инструкция ЕАН 

Источник фото: соцсети Алексея Кудинова, ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+