October 24, 2023, 09:03 AM

«Екатеринбург заедает ситуацию»: экономист Наталья Зубаревич в интервью ЕАН - о тенденциях в региональных экономиках

Мы не можем сказать однозначно, что жить за последние полтора года стало проще. Но что-то удалось изменить, вошли в новые реалии. Что происходит с экономиками Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей в 2023 году? Как гособоронзаказ влияет на социально-экономическую ситуацию? Почему некоторые отрасли на Урале растут необъяснимо быстро? Кто выиграл от СВО, а кто - проиграл? На вопросы ЕАН отвечает доктор географических наук, профессор МГУ Наталья Зубаревич – специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии.

Профессор Зубаревич анализирует доступные статистические данные за январь - сентябрь 2022 года. Разговор получился длинным, поэтому мы опубликуем интервью в трех частях. Сегодняшняя часть — о промышленности, о том, что происходит в экономиках городов и кому от этого стало лучше.

- Наталья Васильевна, мы с вами год назад говорили, что идет бурная и довольно успешная адаптация региональных компаний под новые экономические условия. Можно ли сказать, что сейчас эта адаптация завершена?

- Да. Но у меня к вам встречный и детский вопрос — что называть успешной? Я говорила, что приспособление к новым условиям идет гораздо лучше, чем все мы думали. Но сейчас я могу сказать, что адаптация произошла за счет бурного роста гособоронзаказа.

Это огромный бюджетный импульс, который произошел как вливание в оборонку, так и в поддержку других отраслей — ну худо-бедно малому бизнесу помогли. И все это дало результат. Последние данные, которые у меня есть по промышленности за восемь месяцев 2023 года, показывают, что рост обрабатывающей промышленности в Свердловской области произошел почти на 15 %, в Челябинской — на 14,5 % и в даже в Оренбургской, где оборонки меньше, – на 8,6 %.

Вот так и произошла адаптация — за счет дикой накрутки оборонными деньгами. И что для Урала критически важно, так это то, что накрутка обусловила и рост других отраслей. 

У вас много черной металлургии, а металл идет на те предприятия тоже, где есть оборонзаказ. И вот что мы видим — по России в целом внутреннее потребление стали выросло на 5 %. В целом по стране из выпускаемых 70 млн тонн стали 48 % приходится на внутреннее потребление.

Гособоронзаказ, как видим, сыграл рост дайвера в некоторых отраслях. Но другие промышленности, например. автомобильная, – это минус 10-15 % по регионам, где они есть, по самим производствам — по-прежнему в два раза ниже, чем до февраля 2022 года.

Лесопереработка до конца из кризиса не вышла, у нее основной рынок сбыта все же европейские страны. Везти по железной дороге – просто места нет на них там, Транссиб в сторону Китая забит. У лесопереработчиков гигантские логистические издержки. А они не настолько прибыльны, чтобы покрыть эти резко выросшие затраты на дорогу товара к потребителю.

- А что на Урале с инвестициями в основное производство, есть ли там рост?

- Да. третий год рост.

По первому полугодию 2023 года по стране 7,6 %, а если мы берем Свердловскую область, то — ого! Почти 18 %! Вот они, вторые и третьи смены на заводах, когда надо закупать для этого оборудование, комплектующие. 

Ну нет же у вас там никакой стройки века. Может быть, «Евраз», конечно, что-то модернизирует у себя, но главное же тут очевидно, что это гособоронзаказ.

В Оренбуржье рост 8,6 %, это близко к показателям по стране. И «полеживает» по инвестициям Челябинск – выросли только на 2 %. Плюс все регионы набрали инвестиционных бюджетных кредитов, чтобы решить свои дорожные проблемы, закрыть вопросы по ЖКХ.

- Драйвером всех экономик наверняка стало строительство — такого бурного роста отрасли, темпов ввода жилья, продаж не было уже давно.

- Если смотрим строительство в стоимостном выражении, то Екатеринбург просто бежит впереди всех, в среднем по стране рост на 9 %, у вас - почти 18 %. По Челябинску — 3 %, и это как-то не очень хорошо.

Но в целом ввод жилья к августу вышел в положительную зону: и в Свердловской области, и в Оренбурге рост составляет 13 %. Конечно, в этих показателях могут скрываться и дачи, и индивидуальное жилищное строительство домов. Но и в целом строительная сфера показывает существенные результаты, благодаря в том числе программам льготного ипотечного кредитования. Мы сейчас видим, что в вводе многоквартирного жилья на первичном рынке оплата более 80 % квартир ипотечными кредитами, полученными по льготным и семейным программам.

Это значит, что и стройку тоже поддерживает бюджет. Ведь разницу между реальной ставкой и льготной покрывает он.

Долго такое счастье продлиться не может – когда ставка рефинансирования 6-7 %, вы могли это как-то перекрывать, а когда 13 %, то извините, затраты на казну слишком велики. Они подползают к половине триллиона рублей.

- А что с потребительским рынком, он восстановился?

- И тут Урал в целом чувствует себя неплохо. Кроме Свердловской области, и мы все понимаем почему. Те крупнейшие города-миллионники, где были крупные торговые сети, множество автодилеров, икеи всевозможные, - все они оказались не в лучшем положении. Именно их уход обеспечил резко сжавшееся предложение и последующее падение оборота, продаж. И как когда-то Екатеринбург был одним из лидеров в стране по потреблению, так и потом он был в лидерах по падению.

В Екатеринбурге то, что было ранее преимуществом, обернулось недостатком. А те, у кого такой истории не было, например, в Челябинске, по непродовольственной рознице показали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в 12 %, то есть восстановились полностью. Восемь процентов у Оренбурга год к году. Екатеринбург едва «выполз» на 3 %, и это по всей розничной торговле, включая и продуктовую.

А вот в чем Свердловская область почти впереди России всей — так это в росте показателей общепита: +28 % год к году за восемь месяцев. По всей стране +14 %, у вас там что происходит? 

Такое впечатление, что заедаете и запиваете, чтобы сделать вид, что продолжается нормальная жизнь. Или наоборот, заедаете тоску-печаль? Но опять же, это поведение жителей крупных городов – например, в Москве и Питере похожая картина, там тоже рост 19-20 %. В крупных городах народ лучше понимает — давайте я вежливо скажу, что ситуация такая, что надо заедать и запивать. А кто живет на периферии, так они и в голову не берут и денег нет.

- Но, может быть, ситуация бурного роста общепита характерна для всего Урала?

- Нет. И настолько удивительно Челябинская область отличается от Свердловской, что я даже не уверена, что цифры верные. Рост общепита в регионе - всего 1,5 %. Что, так все хорошо, что нет никаких проблем? Правда, меньше область зарабатывает, хотя на гособоронзаказе эти зарплаты и подросли.

- Рынок труда – что с ним?

- Все стабильно, безработицы нет. В Челябинской области — 3 %, В Свердловской области она вообще 2. Это, конечно, результат того, что в оборонку нужны люди, а предприятия переманивают друг друга двойным — с осени прошлого года – ростом зарплат и под бронь. Откройте еще по вторым-третьим сменам, так вообще никакой безработицы не будет.

Но вообще это показатель того, что рынок перегрет, что кадровый дефицит нарастает, и тут надо держать ухо востро – потому что гонка зарплат для переманивания вечной быть не может, потому что это издержки производителей. Да, пока прет гособоронзаказ, оборонные предприятия могут себе многое позволить. И не только большую зарплату. Я, например, знаю, что на подмосковных предприятиях компенсируют аренду жилья для высококвалифицированных рабочих – «синих воротничков», для тех, кого переманили из других регионов.

- Дефицит кадров и гособоронзаказ — это все привело к росту реальных зарплат или эти показатели во многом надуманы?

- Нет, вот уж точно, в чем видна стабилизация экономики и в чем от текущей ситуации многие выиграли, так это в том, что очень сильно росли начисленные зарплаты. 

Например, в Свердловской области за январь - июль на 16 %, в Челябинской — на 15,5 %. И это в номинальном выражении, без учета инфляции. Но никогда не смогу поверить, что в Оренбургской области рост составил 22 %. Нет там столько оборонных предприятий.

Но и рост доходов населения, где инфляция уже учитывается, ну та, что нам предлагает Росстат, а она очень скромная, тоже произошел. Мы видим рост доходов по Свердловской области на 9 %, тогда как по всей стране - на 4 %. А в Оренбуржье - аж на 10 %, не понимаем, насколько это реальная цифра, но то, что рост зарплат опережающими темпами в этих регионах идет, - это несомненно.

Второе, что повышает доходы, - так это развернутая в стране поддержка малоимущих семей с детьми, все эти совсем неплохие пособия. Да, в Свердловской области доля бедных меньше, но если стабильно платить семьям с детьми неплохие пособия, то они стабильно будут улучшать финансовое положение семей.

По итогу в 2023 году из бюджета выделят почти 1,5 трлн рублей, выплаченные 10 млн детей, которых отнесли к бедным по формальным основаниям.

- Кто проиграл от текущей ситуации?

- Население крупных городов. Те, кто не в оборонке, те, кто не связан с деньгами государства, работает в частном секторе.

- Креативные индустрии?

- Да если бы только. Сервисы — не думаю, что продавцам стали больше платить, те, кто сидит ИП, бюджетникам - только на 5,5 % и с октября, а всю инфляцию они, как говорится, «кушали».

Но благодаря тому огромному бюджетному импульсу, который мы видим, мы закроем «в плюсах» почти все базовые социально-экономические показатели 2023 года.

И если бы это был нормальный экономический рост, то это было просто прекрасно. Но это бюджетное стимулирование будет работать до тех пор, пока у бюджета есть деньги. 

Завтра мы опубликуем вторую часть интервью, где Наталья Васильевна расскажет о том, какие расходы региональных бюджетов будут сокращаться в 2023 году, какой регион ждет дефицит и где в региональных бюджетах скрываются траты на восстановление новых территорий.

Юлия Литвиненко

Источник фото: https://dzen.ru/a/YqrA6rphjCBpFAOX (Дзен канал программы "Аспект")
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+