November 14, 2022, 11:40 AM
Валентина Попова

Ольга Ланбин, рок-группа Kennedy`s Killers: «В Екатеринбурге можно быть только в андеграунде»

Сегодня все меньше зарубежных артистов посещают концертные площадки Екатеринбурга. С одной стороны, музыкальная индустрия уральской столицы терпит убытки, с другой – это шанс для местных исполнителей уверенно заявить о себе и попытаться занять пустующие ниши. ЕАН совместно с Екатеринбургским рок-клубом и СВОБОДА Концерт Холл запускают серию интервью, чтобы познакомить читателей с творчеством уральских музыкантов. В третьем выпуске проекта - интервью с вокалисткой группы Kennedy`s Killers Ольгой Ланбин. Мы поговорили о том, что нужно сделать, чтобы стать по-настоящему хорошим музыкантом, выделяться из толпы и заработать, занимаясь любимым делом.

 

- Как появилась ваша группа?

- Вообще, все началось с того, что я познакомилась с моим мужем, гитаристом Kennedy`s Killers. Это было в 2015 году, и мы вместе играли в одной не самой хорошей панк-рок-группе. Ничего не получилось – мы разбежались. Если честно, я тогда всего одну репетицию выдержала, потому что это действительно был странный проект. А потом мы снова встретились, уже в 2018-м году, и тут понеслось! Мы быстро пришли к выводу, что надо делать свой проект. Сначала это было кавер-шоу с песнями Александра Вертинского. Я вообще очень люблю этого великого артиста, и меня он до сих пор очень вдохновляет. И вот мы хотели сделать шоу в стиле варьете, но воплощение получилось не таким классным, как представлялось. Мы сыграли один концерт для детей, и на этом все закончилось. Кроме того, у нас тогда пропала клавишница – крайне эксцентричная девушка от природы, но, думаю, она еще и принимала всякие вещества запрещенные: ей то карлики мерещились, то она просто выпадала из реальности. Сейчас мы даже не знаем, что с ней, но, надеюсь, все хорошо.

На какое-то время мы ушли в некое небытие, совпавшее с пандемией. Да и вообще забот было много, связанных с новообретенной семейной жизнью (смеется). Где-то год мы играли просто для себя, на репбазе сидели вдвоем. Но амбиции взяли верх, и мы собрали наконец-то первый стабильный состав Kennedy`s Killers. В составе – я на вокале и клавишах, мой муж Андрей - гитарист, бас-гитарист Леша Никулин и наш барабанщик - Никита Шурманов, про которого мы до сих пор шутим, что он просто пришел поиграть с друзьями на репетиции, а через две недели уже сидел за установкой на сцене. Никита на тот момент не играл 10 лет, но никого другого мы тогда найти не смогли, потому что найти музыкантов – это большая проблема. И заключается она не только в том, что их очень мало. Понимаете, когда в тусовку с проектом приходит никому не известный человек, его просто не воспринимают всерьез. И я решила, что раз не могу найти готового барабанщика – выращу своего. Сейчас Никита играет уже неплохо, он много занимается, за что ему честь и хвала.

Сначала мы играли «Панк-77», который, кроме нас, никто не играл: Sex Pistols, более ранних The Stooges, от нас еще «пострадали» The Clash и Johnny Thunders. А нам это нравилось, кроме того, на панке очень легко сыграться, что и было нашей главной на тот момент целью. Но мне очень хотелось на сцену, и поэтому я написала моему хорошему другу Маше Тарасовой, лидеру Екатеринбургского рок-клуба, и попросила дать нам где-нибудь поиграть. Она предложила выступить на ее дне рождения в корчме «Пристанище». Тогда мы выступили с песнями из репертуара «Панка-77» и одной нашего сочинения. И наше выступление понравилось зрителям: возможно, потому что все были пьяные, а может, потому, что на тот момент это было что-то необычное. У нас много панков, но все смотрят в сторону таких групп, как «Порнофильмы», «Операция пластилин» - русскоязычных коллективов. А для меня русскоязычный панк, как и большинство русскоязычной музыки, неинтересен. Вдохновившись успехом, мы стали играть, за год у нас было порядка 30 концертов вместе с другими панк-группами, на ноябрь запланировано три выступления.

Какую музыку вы делаете?

- В итоге мы пришли к жанрам, которые у нас в Екатеринбурге не распространены совсем, то есть к постпанку и гот-року в классическом их понимании: Joy Division, Bauhaus, The Sisters of Mercy. Меня такая музыка привлекала всю жизнь, муж тоже сильно проникся этими жанрами.

Конечно, постпанк в Екатеринбурге представлен определенным количеством групп, но постпанк очень разный. У нас есть нью-вейв, есть синти-поп, а это все – производные постпанка. Очень классная пост-панк-группа из Екатеринбурга – это «Фирма-однодневка». Очень большие музыканты, издаются через лейбл. Группа с готической направленностью – это Raven Said. Очень крутой дуэт, который много лет занимается такой музыкой. Они ездят по фестивалям, играют музыку в стиле гот-рок и occult wave. А в Екатеринбурге, насколько я могу судить, ни те, ни другие не выступают, потому что у нас особо слушателя на такую музыку-то и нет. Собрать какой-то готический или постпанковский гиг (концерт – прим. ЕАН) почти нереально, я пробовала. Примечательно, что готическая сцена очень развита, например, в Челябинске. Хотелось бы там выступить после того, как издадим альбом.

Но, в целом, мы органично выглядим именно в панк-тусовке, где нет четких рамок и границ, нас принимают хорошо. Интересно, когда подходят панки с ирокезами и говорят: «У вас такое стильное музло!». У нас все началось с панка, но мне нравится рассуждать, что мы развиваемся, как сама рок-музыка. Сейчас мы играем постпанк, но со временем, может быть, вообще придем к чему-то в стиле Depeche Mode (улыбается). У меня много разного винтажного железа, синтезаторов. Для записи альбома мы планируем использовать аналоговый синтезатор «Поливокс» и электроорган «Мануал». У меня есть еще малыш «Фаэми», но я его нашла на чердаке у нашего Никиты, и мы его восстанавливаем. «Мануал», кстати, тоже раздолбанный, но из него можно что-то выжать. Еще мы хотим записать балладу под фортепиано, я думаю, где мне найти для этого рояль: в Екатеринбурге это проблема.

 Антон Чернобровкин, рок-группа «Джедаи»: «Звание третьей столицы рока Екатеринбург сегодня не поддерживает» 

- Кто приходит на ваши концерты? На какую аудиторию вы ориентируйтесь сами?

- В первую очередь, это музыканты. И да, это не только те, кто выступает на том же гиге (смеется). Аудитория достаточно взрослая, и мы им интересны, наверное, как явление. Возможно, это потому что мы разительно отличаемся от многих и выделяемся как музыкально, так и имиджево. Мы вообще делаем ставку на музыку, на то, чтобы делать что-то нестандартное, и именно потому поем на английском: хочется использовать голос как инструмент не только передачи смысла, но и как просто музыкальный инструмент. На нас во «ВКонтакте» часто подписываются музыканты из других городов, а особой моей гордостью является один наш фанат, который администрирует всякие дико андеграундные паблики. Он сильно заморочен на музыке и часто рассказывает мне о таких группах, о которых я никогда даже не слышала.

Кстати, забавный факт – пока мы играли веселый 77-й панк, на наши концерты ходило много девочек. Но, как только мы перешли на мрачную музыку, дамы стали «утекать» с наших концертов. В книге «Призраки моей жизни» Марка Фишера есть статья про Joy Division, где написано, что постпанк и женщины несовместимы. И вот я сейчас на себе это испытываю. На нас в зале стоят какие-то грустные парни. В этом, наверное, и есть суть такой музыки – депрессия в ее чистом виде. Это депрессия человека, который отработал у себя на заводе в Манчестере, а потом пошел в клуб и потусовался с такими же грустными мужчинами. Это не супервеселая тусовка, скорее, наоборот. Ты стоишь, слушаешь, топаешь ножкой и чувствуешь какой-то соулмейт с исполнителем. Хотя, конечно, в нашем случае музыка вся эта, скорее, не о тяжелой жизни, а о каких-то чувственных материях и смерти в ее эзотерическом значении.

- Удается ли вам зарабатывать деньги музыкой?

- Я сделала все возможное, чтобы в моей жизни была только музыка. Когда я вижу какую-то проблему, то не могу не обращать на нее внимание. На протяжении 30 лет много кто закрывал глаза на развитие рок-музыки, мол, «нам и так нормально». Но для меня полумеры – это ненормально, я считаю, что нужно заявлять о себе, иначе все рано или поздно рухнет. Рок-н-ролльная сказка нужна миру, и я сделала все возможное, чтобы сохранить ее, в первую очередь, для себя: это организация концертов, создание проектов, интересные мероприятия. Я много занимаюсь непосредственно музыкой: когда я прихожу домой, то сажусь за синтезатор и играю минимум два часа и советую всем музыкантам заниматься как можно больше. Мужа я постепенно приучила к тому же. Кроме того, мы очень много репетируем, минимум две репетиции в неделю. Люди, которые содержат репетиционные базы, слушая наши репетиции, говорят, что мы действительно продуктивно трудимся. Чем дальше я живу, тем больше понимаю, что музыка – это тяжелый труд, причем не только с материалом, это еще и работа над собой.

Те, кто думает, что у них ничего не получается, просто мало работают. И я, когда меня паника одолевает в отношении собственного творчества, просто начинаю работать. Нужно постоянно развиваться, читать что-то новое о музыке, благо, сейчас выходит много хороших книг на эту тему. Там есть и о звукозаписи, чтобы потом не выглядеть «лохами» в студии, есть и книги о становлении знаменитых музыкантов, и по теории музыки. Это часть работы, нужно усваивать такой материал.

Наверное, я сейчас скажу вещь, которой мало кто вообще может похвастаться: да, я зарабатываю музыкой деньги. Я получаю деньги со своих концертов, если сама их организовываю. Кроме того, мы представлены на Bandcamp, где у нас есть люди, которые почему-то не прочь нам задонатить (смеется). Это люди из-за рубежа, которые воспринимают музыку иначе. Они готовы просто дать денег молодой и талантливой группе на то, чтобы она развивалась. У нас там стоит просто свободная цена, и да, люди покупают треки за свою цену. В результате наши студийные записи отбиваются за счет таких вот анонимных людей с Bandcamp, хотя слушать нашу музыку на этом ресурсе можно бесплатно. Кстати, в Екатеринбурге тоже есть слушатели, которые донатят. Система донатов – это прекрасно: вы не клянчите деньги, а просто получаете вознаграждение от души за свой труд. Кроме того, кое-какие деньги удается заработать, продавая мерч. У нас есть футболки Kennedy`s Killers, их можно заказать в наших соцсетях.

А вообще, наша аудитория понимает, что независимую музыку нужно поддерживать. Это очень осознанные ребята, которые понимают, как непросто иногда дается свобода и независимость. Поэтому – да, поддерживают финансово, чтобы я могла сконцентрироваться на каких-то творческих процессах.

- Какие местные группы ты рекомендуешь послушать?

- Стоит сказать, что помимо музыкального творчества я еще работаю в «Свобода Концерт Холл» и Екатеринбургском рок-клубе. Среди моих проектов – фестиваль для молодых групп «Урал Fresh». Он родился и вырос из моей личной потребности где-то выступать, собирать народ. И я как-то достаточно быстро пришла к выводу, что собрать людей на концерт молодых групп можно за счет хороших хедлайнеров. Я донесла эту мысль до Екатеринбургского рок-клуба, и там со мной согласились, что сегодня нужно вкладывать ресурсы в развитие местной сцены. Развивать местных – это непростой путь, но сейчас мы пробуем это делать, да и «Свободе» не привыкать вкладываться в локальную сцену. «Нирвана»-«Свобода» - это вообще лучшая площадка для молодых коллективов, куда их действительно могут взять, вот уже 14 лет. 

На первом «Урал Fresh» выступал коллектив, который уже не существует, – TheP!nkMilk. Великолепный дуэт, который зачем-то пополнил состав еще двумя людьми, а затем развалился. Уверена, что эти музыканты еще заявят о себе. Хочу также выделить группу «Не Для Всех» - группа-явление, которая показывает, на что способен русский рок. Еще мне нравится группа the limb – очень интересная музыка, которую сложно описать, а нужно просто послушать. Также очень всем советую послушать Lucky`12, потому что они очень крутые. Я очень люблю сайкобилли, и каждый раз их выступление для меня – это просто праздник какой-то.

Отдельно хочу отметить ребят из Spiders Can Crawl – это была потрясающая группа, и мне жаль, что она больше не существует. Человек, который был гитаристом этого коллектива и, как мне все-таки кажется, его сердцем и мозгом, решил, что играть больше не хочет. Он вообще из всех составов, где играл, ушел, и меня до сих пор это очень печалит, потому что я его ценю как музыканта. Тем не менее, он все равно играет важную роль в музыкальной жизни Екатеринбурга и даже в жизни группы Kennedy`s Killers. Думаю, имя его можно не называть, поскольку многие и так поймут, о ком речь. В сообществе Spiders Can Crawl во «ВКонтакте» есть записи – советую послушать.

Очень рекомендую группу Кирилла Турицына Girl Over Planet. Для меня это – недостижимая высота. Много хороших групп зародилось в тусовке «Синдрома»: «лиз шерман», SKOOKINY DETI, «любимые песни настиного кота» - и много других групп там, которые мне нравятся. Из молодыкоманд, с которыми я работала еще в рамках своего существования в рок-клубе, могу посоветовать Maturely, «ВечнымиДрузьями», а также TanatemY - психических «террористов», играющих блэк-металл. Но последние, конечно, не для слабонервных.

И да, я искренне призываю екатеринбуржцев ходить на концерты местных групп. Вы откроете для себя невероятный мир! Нигде больше ничего подобного нет. Все мы в разной степени в андеграунде: кто-то сильнее, кто-то меньше. Но у нас много качественной музыки, много необычного. Я назвала только тех, кого вспомнила навскидку, но талантливых музыкантов у нас намного больше.

- Можешь дать советы начинающим уральским музыкантам?

- Я выскажу сугубо свое личное мнение и прошу не отождествлять музыкантов, которые наверняка все это будут читать, мое мнение с позицией Екатеринбургского рок-клуба. Клуб готов принять всех такими, какие они есть, я же прошу молодых ребят изучить в первую очередь, как нужно правильно записываться. Сейчас можно все сделать на компьютере, но это не значит, что у вас получится крутой саунд. Надо понимать, что цель музыканта – это поиск звука, а молодые музыканты считают своей первоочередной задачей набрать больше прослушиваний на стримингах. В итоге развитие останавливается на подражании современным коллективам популярным, а весь огромный рок-н-ролльный бэкграунд остается где-то в стороне. Можно переслушать музыку массы коллективов, которые были до «Пошлой Молли», и, уж поверьте, если это не очевидно, там есть где покопаться. Чтобы развить оригинальность мышления, послушайте оригинальный индастриал типа Coil или Psychic TV. Там такой поиск звука был у ребят, что, анализируя все это, можно с ума сойти, но зато вы поймете, как надо добывать звук. И, может, еще что-нибудь поймете.

Когда ты приходишь к саунд-дизайнеру и просишь его придумать вам новый звук для ваших треков, в чем будет ценность этого экспириенса? Ведь этот звук вы не нашли сами, это сделал профессионал за деньги. Любой опытный музыкант отличит запись от того или иного звукорежиссера, узнает его аппаратуру, стилистику в вашей музыке. И вопрос в том, как вы потом будете играть это на концерте? Иногда такие подложки наворачивают продюсеры, просто обалдеть можно, а группа в подложку не попадает, потому что с метрономом еще не подружилась. Поэтому не думайте, что метроном для элиты или наоборот, занимайтесь с ним.

Экспериментируйте с инструментами, пробуйте новую аппаратуру, от этого и пойдет ваше звучание. Нужно искать свой собственный звук! Мы же все понимаем, что в Екатеринбурге можно быть только в андеграунде, даже если ты играешь что-то очень модное. Андеграунд расслабляет, но нужно выйти из рабского мышления и прекратить делать то же самое, что и все остальные. Попробуйте реализовать то, что у вас внутри, через музыку, услышьте себя сначала. Основной мой совет в том, что нужно прежде всего найти самого себя перед тем, как начать что-то делать. И не стоит «гнуть понты», нужно развиваться как личность.

Лучшие проекты получаются у тех, кто в один момент задумывается, кто же он такой. Я, например, для себя определила ответ: я – просто мрачная женщина, которая хочет делать мрачную музыку с эзотерическими подтекстами. И моя аудитория постепенно приходит ко мне. Не нужно играть для абы кого, для каких-то мифических подростков, которые «не такие, как все». Вы потом из этого вырастете, и что дальше? Что вы будете делать?Лучше привлекать субкультурную аудиторию, например, чем целиться на определенную возрастную группу. Те, кто «красит губы гуталином и обожает черный цвет», - намного более качественная аудитория, потому что они как красили гуталином губы, так и продолжат это делать. И пусть их будет 10 человек, зато они действительно вас понимают. 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+